На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 644 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

"За что мне звезду Героя дали? За хулиганство!": Как в 1943 году пилот "кукурузника" нарушил приказ и не прогадал

Когда речь заходит о летчиках-героях ВОВ, то в первую очередь вспоминают тех, кто воевал на истребителях, а в последнюю, летавших на У-2. Да, кукурузники редко сбивали вражеские самолеты, были тихоходны, но при этом проделывали огромную и важную работу, в том числе по уничтожению врага. Кроме того, "ночные бомбардировщики" летали на разведку, к партизанам, перевозили раненых и т. д. У-2 могли сесть и взлететь практически везде, достаточно было 15 метров ровной поверхности. Помните слова Ромео из киноленты "В бой идут одни старики"?

"Дорогой ты наш У-2! Работяга-кукурузник. Мы тебе когда-нибудь памятник поставим".

А монументы всегда возводят в честь доблестных героев. Кукурузник, созданный Поликарповым в 1927 г., как раз, несомненно, героический самолет. И многие, летавшие на нём пилоты, стали Героями Советского Союза: 23 женщины и 36 мужчин. Особенно ярок подвиг Виктора Ивановича Шибанова, ведь был он просто на грани фантастики. Причём вначале его обвинили в хулиганстве, затем в нарушении приказа, отстранили от полетов и приказали передать дело в трибунал.

Гвардии лейтенант. Герой Советского Союза В. И. Шибанов.Гвардии лейтенант. Герой Советского Союза В. И. Шибанов.

Пилот У-2 Виктор Шибанов.

Виктору к началу войны исполнилось 19 лет. К тому времени он уже был опытным пилотом, окончил курсы инструкторов самолетов, учил летать курсантов и имел налёт более 200 часов. С февраля 1942 г. юноша пребывал на фронте. Летал на разведку: ночью в тыл к врагу, днём над своей территорией. В тот сложный период вражеская авиация полностью доминировала в воздухе, по словам Шибанова: "Мессеров днём, как пчел в небе было". Многих друзей Виктора сбили.

В мае 1942 г. полк начал совершать ночные бомбардировки, а к У-2 подвешивали 6 бомб по 50 кг. За характерный звук двигателя немцы в шутку называли самолёт "швейная машинка". Однако в момент, когда кукурузники витали над позициями фашистов, улыбки сходили с их лиц. В конце августа 1942 г. биплан Шибанова сбили из зенитки, но тогда пилоту повезло. Он был тяжело ранен, однако дотянул до нейтральной полосы, откуда его вытащили наши разведчики и отправили в медсанбат.

Подвиг Шибанова.

С марта 1943 г. Виктор снова на фронте, где почти каждую ночь по 2-3 раза вылетал бомбить врага. Однажды ему было приказано сбросить бомбы на станцию Зеленый Гай. Путь пролегал мимо станции Пологи (Юго-восток Украины), и там должен был работать другой экипаж их полка. Пологи под завязку были забиты эшелонами с войсками, военной техникой и горючим, ну а пролететь мимо такого лакомого куска лётчик попросту не смог. Он предложил штурману скинуть одну "хлопушку" весом 50 кг на состав с горючим, а потом уже лететь в Гай. Ведь от одной бомбы не убудет.

На высоте 1500 м лётчик сбросил газ, планируя бесшумно, снизился до высоты полкилометра. Штурман сбросил бомбу, – фейерверк! По словам Шибанова: "Мы очевидно, угодили в состав с боеприпасами, осколки долетали до самолета". Штурман предложил ещё одну "бомбочку" скинуть. В этот раз попали в состав с горючим. Вся станция запылала, а зенитки врага почему-то молчали. Видимо зенитчиков поразило первым взрывом и, войдя в раж, напарники оставили в Пологах последние 4 бомбы. Кроме того, штурман поставил жирную точку, сверху полирнув пожарище парой тысяч патронов из пулемета ШКАС.

Когда экипаж прилетел на свой аэродром, то командир с ходу начал кричать на Шибанова: "Почему бомбил не свою цель, нарушил приказ, снова хулиганишь?". А Виктор уже давно слыл ершистым и своевольным человеком. Были у него и серьёзные нарушения, за одно из которых отозвали представление на орден Боевого Красного знамени (БКЗ). Вот и в этот раз комполка приказал отозвать представление на БКЗ, отстранить нарушителей от полетов и передать дело в трибунал.

Но командование требовало от комполка новых бомбёжек врага. В то время летать было некому и вчерашнего "хулигана" допустили к полётам. Проходит день, неделя, командир молчит, а Виктор всё летает. 7-го ноября, в праздник объявили общее построение полка. Начштаба командует: "Лейтенант Шибанов, выйти из строя!". И зачитывает приказ о присвоении звания Героя Советского Союза. Как оказалось, на военном совете фронта командующий, генерал Толбухин спросил: "Кто бомбил Пологи?", – а получив ответ, продолжил:

"Летала "Пешка" (Пе-2), фотографировала, за один налет было ликвидировано 7 паровозов и 120 вагонов с живой силой врага, техникой и т.д., столько целой дивизии за неделю не перемолотить, представить лётчика к званию Героя!".

Через много лет в интервью сам Шибанов сказал:

"За что мне звезду Героя дали? За хулиганство!".
Тот самый У-2 "Кукурузник", фото 1943 года.Тот самый У-2 "Кукурузник", фото 1943 года.

Вскоре Виктора Ивановича вновь серьезно ранило, но он пролетел 100 км и посадил самолёт на своей территории. После 5 месяцев лечения в госпитале Героя оставили в московской эскадрилье. Когда закончилась ВОВ, Шибанов продолжил служить в армии. На пенсию вышел в звании подполковника в 1968 году, затем трудился старшим инженером в Управлении транспорта. Дожил азартный хулиган до 2014 года.

Заключение.

Вот вам и кукурузник: тихоходный У-2, "швейная машинка", а у фашистов 120 вагонов, как корова слизала языком. Даже сложно себе представить, сколько там было живой силы врага, танков, пушек, гранат и миномётов. Прав был "Ромео", а У-2 действительно заслужил памятник. И уже в 21 веке они стоят в России. В частности, в Мытищах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх