Очень странно, что про эту истории почти никто не знает, не снимает про нее фильмы, не пишет книги. Потому что в ней есть все – роскошь Римской империи, затонувшие корабли, поиски сокровищ, античные артефакты, которые искали кардиналы и фашисты, а также загадочные механизмы, созданные до нашей эры…
Священное озеро
Недалеко от Рима есть озеро, которое называется Неми. Оно образовалось в кратере недействующего вулкана, а название его происходит от латинского слова «роща». Озеро лежит на высоте около трехсот метров над уровнем моря, его максимальная глубина достигает около тридцати четырех метров.
Начиная с античных времен ходили легенды о том, что на дне озера Неми находятся огромные корабли, которые некогда построил римский император Калигула. Он любил роскошь и созданные им корабли поражали воображение современников.
Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти суда: "корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями, на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев».
Эти легенды находили подтверждение: местные рыбаки постоянно вылавливали сетями куски дерева и какие-то металлические предметы, которые использовали для своих нужд или переплавляли.
Артефакты в сетях
В первый раз дно озера серьезно исследовали еще в 1444 году, при кардинале Просперо Колонна, который интересовался археологией. И действительно нашли огромный корабль, размером 71 метр в длину и 21 метр в ширину. Его пытались поднять, но ничего не получалось.
Эти попытки повторялись неоднократно из столетия в столетие, но осуществить подъем судна никто не мог - не хватало технической мощности. Единственное, что умудрились сделать искатели - в XIX веке англичане ободрали с судна бронзовые, золотые и мраморные украшения, орнаменты и мозаики, которые затем продали в различные британские музеи.
Местные рыбаки тоже начали использовать затонувшие корабли в коммерческих целях. При помощи крюков и сетей они доставали части корабля и артефакты, которые затем продавали богатым европейцам, посещавшим эти места во время гран-туров.
В начале XX века подводные археологи нашли в озере Немо еще одно огромное судно - шестьдесят метров в длину и двадцать в ширину. Оба судна были исследованы водолазами. Выяснилось, что они действительно были просто плавучими дворцами - с мраморными колоннами и полами, статуями и галереями.
В 1927 году диктатор Бенито Муссолини распорядился поднять роскошные и громадные корабли во что бы то не стало. Он считал, что обязан возродить великую Римскую империю. (Позже, в 1936 году, Муссолини получил титул «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи»).
Поэтому древние артефакты и корабли должны были символизировать некую преемственность между Римской империей и новой империей фашистов.
Технические возможности XX века делали подъем корабля уже возможным, но все равно этот процесс занял целых 5 лет. Пришлось осушать озеро, а по его дну прокладывать рельсы, чтобы по ним вывезти суда.
Кстати, любопытно, что при осушении озера был найден античный канал-туннель, который существовал уже тысячи лет и использовался для сброса воды при наводнениях. Туннель протянулся на 1,6 км через склон холма к долине Арриция, откуда вода шла по дренажным канавам в море.
Подшипники и пол с подогревом
Итак, корабли оказались на берегу. И все исследователи были потрясены их совершенством и размерами. Оказалось, что первое судно, которое измеряли в 1444 году, еще больше - длина его 73 метра, а ширина - 24 метра.
Выяснилось, что деревянные борта судов защищены тройной свинцовой обшивкой, а его металлические части покрыты позолотой. Интересно, что многочисленные гвозди были обработаны каким-то антикоррозийным раствором и прекрасно сохранились.
Интересно, что некоторые мозаики на корабле обладали цветовой комбинацией современного зеленого, белого и красного итальянского флага. Также были найдны статуи, колонны, бронзовые фигуры и т.п.
Любопытно, что на большом судне были места для гребцов и весла - а на втором их не было. Кроме того, на нем были найдены две загадочные вращающиеся платформы. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, которые двигались в желобе.
Вторая платформа лежала на восьми деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен только в XVI веке Леонардо да Винчи.
Удивительно, но в устройстве для подъема якорей использовался кривошипно-шатунный механизм, и кроме того, на судах имелся сложный насос для откачки воды.
Но и это еще не все. Были найдены свинцовые трубы и бронзовые краны, которые говорили о том, что на кораблях были канализация, водопровод с горячей и холодной водой и система подогрева мраморных полов!
Именно трубы и позволили определить, когда были построены суда и кому они принадлежали - оказалось, что древние легенды были правы . На одной трубе было написано, что это собственность Цезаря Германика - это имя императора Калигулы, который царствовал до 41 года нашей эры и был убит заговорщиками.
Возможно, с его смертью как-то связано и то, почему корабли оказались на дне, потому что на них не было обнаружено никаких повреждений. Может быть, разозленные заговорщики специально затопили великолепные суда, которые для них стали символом роскошной и распутной жизни императора.
Но нас интересует совсем другое. Как мог передвигаться корабль без гребцов, что это за загадочные платформы и подшипники качения, существовавшие 2000 лет назад?
Вся наша история строится лишь на домыслах, на обрывках древних текстов, на интерпретации фактов историками, изучавшими древние здания и артефакты в XVIII-XIX веках, на уровне развития техники того времени. Возможно (точнее - 100%), что на самом деле все было не так, как они пытались объяснить. И корабли Калигулы явно хранили в себе загадку технологий прошлого.
Но мы уже никогда не узнаем их тайну. Потому что в 1944 году немецкие войска, отступая, сожгли оба древних корабля. Сохранились только некоторые их следы - колонны, бронзовые фигуры, якоря, некоторые артефакты и фотографии судов Калигулы, безвозвратно утраченных в XX веке...
Кстати, по легендам, у Калигулы было три таких корабля. Так что, не исключено, что на дне озере Неми до сих пор есть неразграбленное античное судно, полное загадочных артефактов и хранящее тайны технологий прошлого.
Напомню, что также я рассказывала про не менее удивительную подводную лодку Александра Македонского.
Свежие комментарии