На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 642 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

Англо-испанская война 1585–1604 гг. Снаряжение непобедимой эскадры


Англию середины XVI столетия можно сравнить с молодым и набирающим силы хищником. Чувствуя себя обделенной, она жадно смотрела в сторону владений других государств, опередивших ее в экспансии за океан. Куда бы ни приходили английские корабли, они неизменно сталкивались с давно обосновавшимися здесь испанцами, португальцами или венецианцами (но чаще все же именно с испанцами). Мириться с таким положением дел англичане не хотели, и потому эта страна по определению была враждебна Испании, находившейся на пике своего могущества. В 1556 году после отречения от власти Карла V его сын Филипп II стал королём Испании, Неаполя и Сицилии, герцогом Нидерландов, властелином огромных заморских колоний.

Англо-испанская война 1585–1604 гг. Снаряжение непобедимой эскадры

Его имя получило и носит до сих пор островное государство площадью 300 тысяч квадратных километров, население которого в настоящее время достигает почти 110 миллионов человек – Филиппины.

Посредством женитьбы он претендовал также на власть над Англией.


Ганс Эворт. Филипп Габсбург, тогда еще король Неаполя и Сицилии, и его жена королева Англии Мария I Тюдор (она была на 12 лет старше мужа)

Но Мария Тюдор, вторая супруга Филиппа, умерла, а новая королева этой страны – псевдодевственная Елизавета, от его предложения отказалась, предпочла остаться свободной дамой, заявив:

«Для славы Божьей, для блага государства, я решила нерушимо хранить обет целомудрия. Взгляните на мой государственный перстень – им я уже обручилась с супругом, которому неизменно буду верна до могилы... Мой супруг – Англия... Желаю, чтобы на моей гробнице написали: «Жила и умерла королевой и девственницей».


А Филипп в 1580 году стал ещё и королем Португалии.


Владения объединенных Испании и Португалии

Тем не менее англичане отважились бросить вызов этой колоссальной империи.

Испания и Англия на пути к войне


В материковой Европе англичане поддерживали соперника Филиппа II в борьбе за корону Португалии – Антониу, приора Крату, магистра местных госпитальеров, побочного племянника последнего португальского короля (внебрачный сын инфанта Луиша от иудейки). Давали убежище в своих портах кораблям морских гёзов.


Медальон морских гёзов с девизом «Лучше турки, чем Папа»


Взятие Брилле «морскими гёзами» в 1572 году. Гравюра 1583 г.

А на морских просторах на первых порах возможность «пощипать» испанцев была предоставлена «морским псам» Англии (sea dogs, иногда их называли и seahawks – «морскими ястребами»). Английские корсары и приватиры, наравне с французскими «коллегами», стали кошмаром Карибского моря.

В 1559 году Испания и Франция заключили мирный договор, и французские каперы на время ушли из Вест-Индии (но остались французские корсары). Однако и англичан на Карибах вполне хватало. «Джентльмены удачи» щедро делились добычей с английским правительством: полагают, что они тогда «заработали» для королевы Елизаветы как минимум 12 миллионов фунтов стерлингов. Одна только кругосветная экспедиция Фрэнсиса Дрейка 1577–1580 годов принесла в английскую казну средства, равные двум годовым бюджетам этого королевства.

Самыми известными из «морских псов Елизаветы», помимо Дрейка, были Джон Хокинс, Уолтер Рэли, Эмиас Престон, Кристофер Ньюпорт, Уильям Паркер, Энтони Ширли. Они нападали не только на одиночные торговые корабли и караваны судов, но также и на побережья Вест-Индии. Но «королевские пираты» Англии претендовали на большее, нежели «звание» обычных разбойников с большой дороги. А монархи Англии не хотели слыть в Европе подельниками бандитов и барыгами, скупающими награбленное добро.

Для идеологического обоснования грядущего передела мира, как это часто бывает, стали использовать религиозные различия, поскольку, хоть испанцы и англичане и были христианами, но разного толка: католиками и протестантами. Разницу между этими ветвями христианства нельзя назвать очень уж значительной и принципиальной, но от кровопролития в Европе это никого не останавливало. Согласитесь, что как-то неудобно убивать и грабить соседей на том основании, что они богаче, успешнее и владеют нужными тебе ресурсами. А вести «священную войну» против еретиков или папистов – это совсем другое (и вполне «богоугодное») дело. И сейчас этого было достаточно, чтобы королева Елизавета могла в критический момент заявить желающим сохранить мир испанцам о своей обязанности защищать дело Реформации, причем не в Англии, а в Нидерландах.

Произошло это в августе 1585 года, когда Елизавета подписала соглашение с восставшими нидерландскими подданными испанской короны. Английское правительство брало на себя обязанность отправить в Голландию 6 350 пехотинцев, 1 000 всадников и оплачивать четвертую часть военных расходов Генеральных Штатов. Случилось это как раз в тот момент, когда на фоне успехов испанского наместника Нидерландов Алессандро Фарнезе стороны конфликта были близки к заключению компромиссного соглашения.


Алессандро Фарнезе, сын внебрачной дочери Карла V, племянник Филиппа II. На посту наместника Нидерландов он заменил умершего дона Хуана Австрийского (своего дядю), под командованием которого участвовал в знаменитом сражении при Лепанто

Испанский посол в Лондоне буквально умолял Елизавету и ее министров отказаться от столь провокационных действий. И получил от англичан ответ (в будущем ставший традиционным), что они считают своим долгом отстаивать свободу, «демократию» и разные либеральные ценности за пределами своего острова. Разумеется, умолчав о том, что защищать их они будут выборочно – только там, где это выгодно Англии, и когда ей это будет выгодно.

Теперь война стала неизбежной. В испанских портах были арестованы английские корабли и конфискованы товары, англичане активизировали действия своих приватиров в Вест-Индии и за ее пределами. В 1586 году в Вест-Индию ходила эскадра Френсиса Дрейка, который ограбил испанские колонии, особенно хорошо поживившись в Сантьяго, Сан-Доминго и Картахене.


Высадка Дрейка в Сан-Доминго

В декабре 1585 года в Нидерланды во главе экспедиционного корпуса из 7 тысяч человек был отправлен Роберт Дадли, граф Лестер, который попытался вести свою игру, приняв титул генерал-губернатора. После поражения в битве с испанской армией, состоявшейся 22 сентября 1586 года, Дадли был отозван в Англию.

Непобедимая армада


Идея высадки в Англии десантных войск принадлежала дону Альваро де Базану маркизу де Санта-Круз.


Адмирал Альваро де Базан на испанской купюре в одну песету (1953 г.)

Испанские корабли должны были доставить в район Дувра и Маргейта 30-тысячную Фламандскую армию наместника Нидерландов Алессандро Фарнезе. В Англии испанцы могли надеяться на поддержку местных католиков, которых тогда ещё было достаточно много и к которым правительство Елизаветы относилось как к людям второго или даже третьего сорта. Некоторые из священников и мирян, казнённых при Елизавете, были канонизированы католической церковью, как «40 мучеников Англии и Уэльса».


Католические мученики Англии и Уэльса под Тайбернским деревом (виселицей)


Tyburn tree – знаменитая виселица в Тайберне

Всего же за 45 лет правления великой английской королевы Елизаветы было казнено до 89 тысяч её подданных (при её отце, Генрихе VIII Английском – «всего» около 72 тысяч человек, правда, ещё «овцы съели людей»).

Но вернемся на Пиренейский полуостров. К несчастью для испанцев, опытный адмирал Альваро де Базан, который за свою карьеру не потерпел ни одного поражения, умер 9 февраля 1588 года. Новым командующим был назначен Алонсо Перес де Гусман, герцог Медина-Сидония – один из самых знатных грандов королевства, которому принадлежала половина земель Андалусии.


Дон Алонсо Перес де Гусман. Портрет работы неизвестного художника из архива Дома герцогов Медина-Сидония

Его женой была Ане де Сильва и Мендоса, которую некоторые считают внебрачной дочерью Филиппа II. Кстати, на момент брака этой девочке было десять с половиной лет, однако утверждают, что она

«рассудительностью и женственностью намного превосходила свой юный возраст, и их супружество было весьма удачным».

Современники характеризуют герцога, как одного из лучших наездников и фехтовальщиков Испании, прекрасного охотника, который «умел закалывать копьем самых свирепых быков». Но вот талантами флотоводца он не обладал. По этому поводу можно вспомнить Али-пашу Муэдзинзаде – командира константинопольских янычар, непревзойдённого стрелка из лука, который «не видел ни одного морского сражения», но в 1571 году стал главнокомандующим османским флотом в битве при Лепанто.

Сам герцог Медина-Сидония был не в восторге от такого назначения и писал королю:

«Я не чувствую себя достаточно здоровым для пересечения морей… В редких случаях, когда я поднимался на палубу, меня охватывала морская болезнь, а кроме того, я легко простужаюсь... Было бы несправедливым принять столь высокое назначение человеку, не имеющему никакого опыта морских сражений и ведения войн… Нижайше припадаю к стопам вашего величества и прошу освободить меня от высокой чести, коей недостоин, ибо не наделен ни должным знанием, ни здоровьем для мореплавания».

Филипп II был неумолим:

«Зная вашу любовь и усердие на моей службе, я избираю, назначаю, утверждаю и поручаю вам быть моим генерал-капитаном Моря-Океана».

Подготовка испанской экспедиции затянулась из-за удачных действий Френсиса Дрейка, который 15 апреля 1587 года атаковал Кадис, уничтожив, по разным данным, от 25 до 39 испанских кораблей. В историю этот рейд вошёл под названием «опаливание бороды испанского короля». Совсем недаром в Испании Дрейка называли «драконом Сатаны» (любопытно, что в современном английском языке слово Drake означает «селезень»).


Фрэнсис Дрейк и его герб с девизом «Sic Parvis Magna» – «Так великое из малого (приходит)». Вверху над рукой надпись: «Auxilio Divino» («С Божьей помощью»)

Огромными усилиями в поход были подготовлены 132 испанских корабля разных типов – галеоны (22), галеасы (4), галеры, галисабары, нао (каракки), пинасы, забары, уркасы. Военных кораблей было всего 28. Остальные – транспортники и вооруженные торговые суда.

Общий тоннаж этой эскадры составлял 59 394 тонн, количество орудий – 2 493.

Этот огромный флот получил название «Великая и Славнейшая армада» («как вы судно назовёте, так оно и поплывет» – помните). Однако более известен этот флот, как «непобедимая армада».


Непобедимая армада. Гравюра 1588 г.

Великая армада была разделена на шесть эскадр. Первую из них, названную «Португалия», возглавил сам герцог Медина-Сидония. Эскадра «Кастилия» была отдана под командование генерал-капитану Диего Флоресу де Вальдесу. «Бискайя» в качестве командира получила генерал-адмирала Хуана Мартинеса де Рекальде. «Андалусию» возглавил Педро де Вальдес, «Гипускоа» – Мигель де Окендо. Мартин де Бертендон стал командующим эскадры «Левант».

В состав армады вошли не только испанские суда, но также 4 неаполитанских галеаса и 4 португальские галеры. Помимо больших кораблей, были в армаде и легкие суда, предназначавшиеся для посыльной службы, разведки, доставки различных припасов. В поход отправлялись 8 тысяч матросов, 2 тысячи гребцов (невольники), 19 тысяч солдат, тысяча офицеров, 300 священников и 85 врачей.

Алессандро Фарнезе в это время захватил порт Слёйс и начал строить плоскодонные суда, на которых его войска должны были подойти к кораблям Великой армады, чтобы погрузиться на них.

28 мая 1588 года испанские корабли покинули гавань Лиссабона и взяли курс на Дюнкерк.

Английский флот


Для сражения с испанской Великой армадой англичанам удалось собрать 197 кораблей, из которых 34 были боевыми (на 6 больше, чем у испанцев). Остальные 163 судна были вооруженными торговыми кораблями. Суммарный тоннаж английских судов составлял 29 744 тонны, численность экипажей – 15 551 человек. Среди капитанов были такие звёзды первой величины, как Джон Хокинс и Мартин Фробишер.


Джон Хокинс на гравюре Виллема ван де Пасса (Гринвич, Национальный морской музей) – пират и один из первых работорговцев Англии, ставший дворянином и адмиралом королевского флота. Двоюродный брат Френсиса Дрейка. Оспаривает у Дрейка и Рэли честь знакомства англичан с табаком и картофелем. С лёгкой руки Хокинса в английском языке появилось слово shark: от майянского «рыба» – после того, как он в 1569 году привёз одну из акул в Лондон.


Галеон «Джизес оф Любек», флагманский корабль Джона Хокинса. Рисунок XVI века


Мартин Фробишер на портрете Корнелиуса Кетеля, написанном в 1577 г. – приватир, исследователь Арктики, получивший рыцарское звание после битвы при Гравелине. Его именем были названы тяжёлый британский крейсер и сорт розы, выведенный в Канаде

Командовал английским флотом лорд-адмирал Чарльз Ховард, 1-й граф Ноттингемский, 2-й барон Ховард Эффингемский.


Daniel Mytens. Charles Howard, 1st Earl of Nottingham

Знаменитый корсар ее Величества Френсис Дрейк стал вице-адмиралом.

На представленной фотографии вы видите подвеску с именем Дрейка, которая хранится в Эрмитаже.


Утверждают, что эта подвеска находилась с ним во время сражений с Непобедимой армадой, а позже была украдена. Это кусок розового кварца с золотой накладкой, на которую нанесены изображения Земли, корабля и надпись «Fran: Drackh. Jork. A:1590». Про нее рассказывают много легенд. Якобы этот камень был найден Писарро в храме Солнца города Куско и подарен королю Карлосу I Габсбургу (он же Карл V, отец Филиппа II) в качестве магического артефакта, повелевавшего четырьмя стихиями. Карл передарил его союзнице – католичке Марии Стюарт, королеве Шотландии. После ее казни Елизавета отдала камень Дрейку, по заказу которого будто бы и была сделана подвеска.

Как она попала в Россию – непонятно. Предание утверждает, что ее привез корсар Ивана Грозного Карстен Роде, что абсолютно невозможно – ещё в 1570 году он был арестован в Дании. Существует легенда, что на Ялтинской конференции Черчилль обращался к Сталину с просьбой о возвращении этого артефакта.

В следующей статье мы поговорим о движении Непобедимой армады к Англии, боях испанцев и англичан в проливе Ла-Манш и Па-де-Кале, трагическом возвращении испанских судов на родину.
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх