На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 642 подписчика

Экспедиция к предкам. Плот в подарок

Экспедиция к предкам. Плот в подарок
Национальный парк на реке Мадлум, на Филиппинах. Современный бамбуковый плот


«…и мы нарубим деревьев на Ливане столько, сколько тебе нужно, сплавим их плотами по морю в Яффу, и ты сможешь перевезти их в Иерусалим.»
Вторая книга Паралипоменон, 2:16


Рынок бамбуковых плотов

Рассказы по истории материальной культуры.  Плот, как все мы знаем, был древнейшим плавательным средством, которое придумал человек. Причём история плота такая же интересная, как, скажем, история колеса, гончарного круга или водяной мельницы. Древнейших плотов археологами не найдено, и почему так, понятно. Бревно, оно и есть бревно, и специально его сохранять в древнее время никто бы не стал.



Тот же парк, та же река – и там очень красиво, но плот из каких-то коряг

Зато мы знаем, что на языке тамилов «катту марам» означает именно «связанные брёвна», то есть плот, а вовсе не судёнышко с балансиром. Просто так уж вышло, что это название «прилипло» именно к катамарану. Однако многие примитивные народы, а также люди в странах с не слишком высоким уровнем развития пользуются плотами до сих пор. Ловят с них рыбу, перевозят на них грузы и даже коз.


Бенгальский плот. Перевозка девочки и двух коз

При этом используется подручный материал. Чаще всего бамбук, которого в странах Юго-Восточной Азии просто изобилие. Очень древние плоты, сделанные из бальзовых брёвен, видели испанские конкистадоры у берегов Перу. Причём они имели мачту и парус, а также использовали хитроумную систему выдвигающихся килей из досок – гуар, которые давали возможность достаточно точно держать плоту курс под ветром. К плотам некоторые относят и лодки, связанные из стеблей тростника, однако это скорее всё-таки водоизмещающие суда со специфическим корпусом.


Плот «Леди Нэнси», атакующий Таганрог, в Азовском море. Иллюстрация для The Illustrated London News, 11 августа 1855 г.

Выгода плота всегда была в том, что используя плавучесть древесины, он во все времена являлся не только плавучим снарядом, но и выгодным транспортным средством. И в самом деле: спиленные брёвна в воду побросал, верёвками или скобами скрепил – и плот сам себе сплавляет на продажу, а ты на нём едешь и радуешься, спишь в палатке, готовишь пищу на костре – вокруг красивые берега. Санаторий, да и только. Но самое главное, что на месте плот ты разобрал и продал его весь целиком, и дерево, и металлические скрепы.


Речной плот. Рисунок Ф. А. Хопкинса

Впрочем, плоты по конструкции были разными. Например, известны южноамериканские плоты из высушенных тыкв. В Индии сооружали плоты из кувшинов: переворачивали их горлышками вниз, скрепляли легкой рамой из бамбука, и плыли на таком импровизированном «керамическом» плоту на базар, где эти самые кувшины и продавали. Ассирийцы переплавляли через реки и конницу, и пехоту, и даже боевые колесницы на плотах из кожаных бурдюков, поверх которых настилали доски.


А в 1867 году был даже построен плот из трёх резиновых «сигар» «Нонпарель» («Несравненный»), на котором трое смельчаков-американцев пересекли Атлантический океан и достигли Европы!


Бодлианская библиотека Оксфордского университета. Точное изображение плота и его приспособлений, изобретённых французами для предполагаемого вторжения в Англию

На большую грузоподъёмность и непотопляемость плота обратил внимание даже сам Наполеон, пожелавший с помощью именно этого плавательного средства завоевать Британию. Планировалась постройка огромных плотов из отдельных герметичных секций с настилом из досок, на которых должны были находиться пехота, кавалерия и артиллерия. На них следовало переправиться через Ла-Манш и сразу вступить в бой уже на британской земле. Британцы как-то об этом узнали, впрочем, как, понятно, и всячески высмеивали эту идею в своих политических карикатурах. Особенно смешным казался им способ приведения в движение при помощи ветряных мельниц, которые должны были вращать гребные колёса. Понятно, что уязвимость таких вот «ветряных плотов» от артиллерийского огня британского флота была бы очень велика. Видимо, поэтому «вторжение плотов» в Англию и не состоялось.


Бодлианская библиотека Оксфордского университета. Британский флот уничтожает французские десантные плоты. Карикатура того времени

Тем не менее плотам пришлось даже и повоевать, причём в качестве боевого, а не транспортного средства. А было так, что генерал-майор армии северян Джон К. Фремонт, командующий Западным департаментом, заказал первые «бомбические плоты» ещё 24 августа 1861 года. Их было тридцать восемь, и они были специально разработаны для борьбы с речными батареями Конфедерации. Обозначенные номерами, а не по названиям, они имели размеры 60 на 25 футов и очень низкий надводный борт. Посредине плота возвышался каземат, стенки которого были наклонены внутрь и обшиты железом толщиной в полдюйма для защиты от огня стрелкового оружия. Экипаж состоял из 13 человек. Вооружался плот мортирой «Диктатор» калибра 330-мм, и вот как раз из-за этого-то её вооружения и пришлось строить эти плоты. Дело в том, что отдачи этих мортир палубы судов северян просто не выдерживали, несмотря на подкладку из брёвен. К тому же большие суда были отличной мишенью для настильного огня южных фортов, так как по мелководью двигаться не могли и вынуждены были вести огонь с хорошо пристрелянного фарватера.


Бомбический плот у берега. Библиотека Конгресса США, Вашингтон


Бомбические плоты обстреливают остров № 10. Библиотека Конгресса США, Вашингтон

А плот, он и есть плот. Его можно было подогнать к форту противника очень близко и спрятать буквально в кустах. Ну а если он находился за возвышенностью за поворотом реки, то его и вовсе не было возможности как-то поразить огнём, и свои многопудовые бомбы он мог забрасывать в форт практически безнаказанно.


Проекции модели «бомбического плота» из бумаги

Устроен «бомбический плот» был проще некуда. Внутри каземата находилась вращающаяся на роликах платформа, на которой стояла мортира. Плот ставился на якорь у берега, мортира заряжалась, после чего весь экипаж лодки выходил через дверь на палубу плота – подальше от чудовищного грохота выстрела, который производили, дёргая за длинный шнур.


Бомбический плот в графике из американского журнала того времени. Библиотека Конгресса США

«Бомбические плоты» при эскадре флаг-офицера Эндрю Х. Фута на верхнем Миссисипи в 1862 году активно участвовали в битве у острова № 10, а затем обстреливали Виксбург во время его осады с 18 мая по 4 июля 1863 года.

Бразильский рыбацкий плот жангаду мне повезло увидеть воочию в военно-морском музее Барселоны в 2014 году, и он тогда произвёл на меня сильное впечатление, тем более что про несоответствие слов «Марша рыбаков» из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» и популярной в СССР «Песни о беспризорном мальчишке» тогда уже знал. Но сам плот был очень простым, красивым, и я использовал его в своей работе с учащимися начальной школы № 47 города Пензы, где в это время училась моя внучка.


Такую «жангаду» делали «мои дети», учившиеся в 3-4 классах. Правда, это самая лучшая модель. Другие были похуже, но ненамного. Простота её всех подкупала, а уж как детям нравился её парус!


Схема из польского журнала «Моделяж»

Потом в Интернете мне попалась вот эта сборочная схема плота жангада из «брёвен», и я решил сделать по ней его модель «для себя», в качестве подарка на Новый год. А то, что это я – другим все подарки делаю, а самому себе не могу? Подумал об этом заранее и начал собирать в горячем песке анапских дюн обкатанные морем и высушенные солнцем обломки веток, которые как раз для таких «брёвен» очень даже подходят.


«Морские брёвнышки», лишь немного обточенные по чертежу

Правда, точных по размеру и масштабу 1:35 «брёвнышек» я не нашёл, поэтому в моём плоту при той же ширине, что и на чертеже из журнала, на одно бревно меньше. Но разве это имеет какое-то особое значение? Их сколько было? И у кого-то было так, а у кого-то и иначе.


Все остальные детали плота были изготовлены из самых «демократических» материалов – палочек для мороженого, китайских зубочисток и палочек-шпажек для шашлычков. Дуги над «палубой» для хранения рыбы – из отожжённой медной проволоки толщиной 2 мм. Все детали плота покрашены маслом с добавлением воска «под орех». Склеивались детали клеем ПВА и суперклеем

Когда корпус плота и мачта с гиком были готовы, выяснилось, что чертёж паруса из польского журнал неверен, и его поставить на плот нельзя – мешает «хижина». То есть человек сам эту модель не делал, а нарисовал её схему «на глазок». Пришлось парус переделывать именно под свою модель. Раскрой его с обеих сторон заказал в типографии под термопечать и перевёл его рисунок на ткань при помощи утюга.


Двусторонняя выкройка паруса

Очень важная деталь этой модели – циновка-крыша над палубой. Сделать её в масштабе можно из… банального веника для мусора, вернее, самых тонких его веточек. Нарезал их ножницами и, смазывая клеем «Кристалл», наклеивал по одной на тонкую ткань заданного размера, пока не получилась нужная мне «циновка». Прогладил её утюгом через бумагу и приклеил к дугам над «палубой» при помощи суперклея. Получилось и очень прочно, и… красиво!

Подиум для размещения модели склеил из канцелярских линеек. Его габариты 250Х105 мм. Основание – из упаковочного пенопласта с наклеенным на него картоном от упаковки из магазина «Магнит».

«Море» и «песок» сделал точно так же, как и в диораме с Одиссеем и циклопом, то есть слепил из самотвердеющей глины, а затем окрасил акриловыми красками с добавлением (в отдельных случаях) зубного порошка и тёртого испитого чая. Чтобы «море» и «сырость» на брёвнах плота блестели на ярком тропическом солнце, покрыл всё это тонким слоем эпоксидной смолы, в которую возле самой линии прибоя насыпал всякий мусор. Пена на воде – из жидкоразведённого зубного порошка с добавлением клея ПВА. Кустики на песке – готовые, заказал их в Китае. Там же заказал и фигурки для «оживляжа» – негра, несущего на спине то ли акулу, то ли тунца, и ожидающую его жену с маленьким ребёнком на руках. Получилась вот такая диорама…


Готовая диорама. Вид слева


Рыбачка-негритянка, встречающая своего рыбака…


Диорама. Вид слева. Хорошо видна циновка над палубой и якорь на носу, точь-в-точь такой же, как в журнале

Правда, кое-чего тут всё-таки ещё нет: например, корзины для рыбы – её сложно сделать из кучи верёвок-снастей. Но вся эта мелочь может и подождать. Главное-то сделано!
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх