Древнее воинское сословие Японии выработало множество традиций, которых веками строго придерживалось. И речь не только о харакири.
«Любование оружием»

Каждый самурай обязательно носил пару мечей (дайсё) — длинный и короткий меч. Этикет предписывал оставлять длинный меч (катану) при входе в дом и класть его на особую подставку. Короткий же меч (сето) всегда оставался при хозяине. Не менее важным оружием самурая был большой лук.
С изобретением пороха к традиционному холодному оружию добавилось и огнестрельное, но традиция отдавала предпочтению мечам — для воина важнее всего было владеть именно ими. Мечи наделялись сакральными значением как символ души самурая и его постоянный спутник. Мечи были церемониальными (богато украшенные «тати») и военными. Без оружия жизнь самурая, считалось, теряет смысл.
Высшим проявлением уважения и честью считалось выразить восхищение чужим мечом. Гости нередко участвовали в особой церемонии «любования мечом» хозяина, всегда проходившей по примерно одинаковому сценарию, предусмотренному этикетом. Клинок нужно было обязательно внимательно рассмотреть под разными углами к свету, не обнажая полностью, и при этом щедро расточать комплименты.
Кстати, меч разрешалось носить и самурайским женщинам, но только когда они должны были отправиться в дорогу в одиночестве: по пути ведь могли встретиться разбойники.
Идея достойной смерти: сэппуку

Ритуальное самоубийство путем разрезания живота мечом — высший подвиг самурая, проигравшего в бою, войне или политической борьбе. Сэппуку считало способом смыть позор поражения, сохранить честь и уйти достойно, доказав свою личную храбрость и несгибаемый характер воина. В некоторых случаях таким образом разрешалось покончить с собой самураям, осужденным на смерть (в качестве милости). Страх смерти и нежелание совершить сэппуку при необходимости самураи осуждали как недопустимое нарушение принятого этикета смерти.
Образцом сэппуку для самураев стала смерть старого воина Ёримаса Минамото в 1180 г., во время войны Гэмпэй. По легенде, когда враги окружили Ёримаса в бою, два его сына погибли, сдерживая их. Но они дали время отцу, чтобы он мог уйти благородным способом. Перед тем, как убить себя, Ёримаса первым в истории сделал то, что после него делали тысячи самураев, — написал предсмертные стихи на боевом веере:
Бревно, что гниет под землей,
Не цветет и не плодоносит.
И моя бесплодная жизнь
Вот так же печальна.
Обучение самураев: не только владение мечом

Традиция писать стихи перед совершением сэппуку появилась у самураев неспроста. Конечно, для всякого самурая техника фехтования имела огромное значение и была обязательной частью обучения, без кэндо (путь меча) обойтись не мог никто. Но самураи — не только машины для убийства. Не меньше внимания уделялось также обучению этикету по неписаному кодексу бусидо («путь воина»), а также знанию законов, математики, философии, способам достижения душевного равновесия, навыкам каллиграфии, живописи и стихосложения. Умение слагать стихи считалось необходимым как признак духовного развития. А в Новое время самураев учили и чайной церемонии.
Со временем у самураев появилось множество трактатов, написанных прославленными воинами для обучения молодых. Один из них — кровавый и легендарный «бог меча» Миямото Мусаси, автор «Книги пяти колец». Выше всего Мусаси ставил дух самурая — дух победы, и понимание Пути воина. Средством для постижения Пути мастер меча называл прежде всего познание Пути пера, то есть обучение искусствам.
По стопам отца

Земли и сословная принадлежность передавалась от отца к сыну. В случае смерти самурая главой семьи становился его старший сын, даже если к тому времени он был еще ребенком. В едва сознательном возрасте 10−12 лет такие юные самураи уже имели право принимать судьбоносные решения, хотя им оставалось еще несколько лет до завершения образования (обычно основную часть обучения заканчивали в возрасте 15 лет).
Юные самураи уже могли служить своему даймё — например, выполнять повседневные поручения или занимать в богатом доме должности вроде «смотрителя» какого-либо ценного предмета, «подавателя воды утром» и т. п.
Некоторые кланы (такие как Минамото, Тайра и Фудзивара) веками управляли Японией, а им, в свою очередь, служили десятки других родов.
Самураи так крепко держались за дело и образ жизни своих предков, что когда Японии в XIX в. понадобилась модернизация, пришлось через «революцию Мэйдзи» и долгие болезненные реформы демонтировать консервативную самурайскую систему вообще.
Доспехи самурая

Известный самурай Ямамото Цунэтомо говорил: самурай «должен достойно встретить свою смерть, а для этого нужно позаботиться о своем внешнем виде. Ведь враги будут презирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно». Прежде всего, аккуратно следовало обращаться с дорогими доспехами. Конечно, в бою самурай должен был надеяться в первую очередь на свою доблесть и свой меч, но даже самый храбрый воин не забывал о доспехах (кстати, когда нужно было, и прятался от врага в замках).
Доспехи самураев делались чаще всего из лакированных металлических пластин и отличались легкостью и гибкостью, что позволяло воину сохранить подвижность, но при этом оставались достаточно прочными. Кроме самого важного элемента — кирасы — самурай носил латную юбку, набедренники и наколенники, поножи, наплечники и наручи, шлем и маску (мэнгу). Ношение боевых личин — отличительная черта самураев. Маски могли иметь не только устрашающий, но и нейтральный и даже симпатичный вид.
Источники
- Зиганьшин Р.М. Военный этикет самураев. // Историческая психология и социология истории. Т. 3. 2010, № 2.
- Предсмертные стихи самураев. Харьков: «ФОЛИО», 2012
Свежие комментарии