На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 643 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

Дворцы для воробьев в Турции

Обычный скворечник трудно отнести к сложному строительному сооружению. Невозможно представить, чтобы он появился в результате вдумчивой работы дизайнера, и уж тем более архитектора. А вот в Турции в средние века считали совсем по другому. В далеком прошлом в Османской империи в дворцах жили не только султаны и падишахи, но и обычные городские пернатые — воробьи, ласточки и скворцы.

Для них строили не просто скворечники, а роскошные, но миниатюрные дворцы и резиденции.

Эти архитектурные творения сложно назвать скворечниками/ © atlasobscura.comЭти архитектурные творения сложно назвать скворечниками/ © atlasobscura.com

Дворец на отвесной стене

В старинных турецких городах (а особенно в Стамбуле) птичьи дворцы часто украшают фасады исторических зданий. Средневековые архитекторы их пристраивали к внешним стенам знаковых городских объектов — мечетей, медресе, библиотек, гостиниц и просто красивых жилых домов. Также маленькими изящными птичьими дворцами любили украшать городские фонтаны и опоры мостов.

Поражает необыкновенная детализация птичьих резиденций. Тут тебе и балкончики, и галереи с колоннами, и широкие лестницы с балюстрадами и купола с алямами (полумесяцами). И все это органично вписывается в архитектуру самого здания, удачно дополняя его или вовсе копируя крупные детали. Получается этакое миниатюрное отражение постройки, которое смотрится весьма эффектно.

Дворцы обычно украшают стены знаковых городских зданий/ ©atlasobscura.comДворцы обычно украшают стены знаковых городских зданий/ ©atlasobscura.com

Особое отношение

Вообще, отношение к пернатым в исламе всегда было особенным. Считалось, что они своим пением восхваляют Аллаха. Мусульмане трепетно относились к птицам. В Турции до сих пор существует традиция с первым снегом разбрасывать пшеничные зерна, чтобы пернатые не погибали от голода.

Зимы в Турции, конечно, не сравнить с нашими, но когда выпадает снег, он становится сущим бедствием для птиц, особенно куропаток. Их крылья подмокают и не имея возможности взлететь, они с трудом находят себе пищу. Известны случаи, когда турецкие крестьяне забирали домой таких ослабевших птиц и держали их до весны. А когда наступала пора выводить птенцов, люди выходили в поле и выпускали куропаток на волю, приговаривая: «Азатбузат, дженнети гöзет!» (Вот ты свободна, так лети, сторожи рай). Улетавшим птицам махали вслед рукой и обязательно кричали: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!»

А этот дворец чересчур роскошен, чтобы быть домом для птиц/ © atlasobscura.comА этот дворец чересчур роскошен, чтобы быть домом для птиц/ © atlasobscura.com

Но так делали в деревнях, а городские жители проявляли свою заботу о птицах иным способом. В том числе строя для них необычные скворечники. Еще в XV веке они представляли собой небольшие каменные пристройки к стенам зданий и опорам мостов без особых изысков. Но уже начиная с XVI столетия архитектура таких скворечников перетерпела существенные изменения, обретя поразительную детализацию и изящный вид. Они стали напоминать дворцы в миниатюре с ярко выраженными карнизами, изогнутыми эркерами и парадными лестницами. Турки называли их просто "павильонами" и вовсю старались, чтобы в нем обязательно поселилась чета пернатых. Тогда считалось, что дому, птичий "замок" которого не пустует, обязательно будет сопутствовать счастье и удача.

Встречаются и потрепанные временем резиденции/ © atlasobscura.comВстречаются и потрепанные временем резиденции/ © atlasobscura.com
 

Не просто деталь архитектуры

Едва ли городские птицы руководствовались при выборе убежища от дождя или места для вывода птенцов эстетическими мотивами. Скорее им важна была практическая польза, поэтому все архитектурные творения на стенах зданий носили и утилитарный смысл — просторные террасы и широкие башни. Селились в них, как правило, воробьи, коих в городах было великое множество. Но если такой дворец успевало занять семейство скворцов, то воробьям приходилось искать себе другую резиденцию. Иногда в шикарном дворце соседствовали вместе несколько видов птиц — места хватало всем.

А этот домик сложно назвать дворцом. Но птахе эстетика не важна/ © atlasobscura.comА этот домик сложно назвать дворцом. Но птахе эстетика не важна/ © atlasobscura.com

Бывало "павильоны" оккупировали голуби и вороны. Размеры внутреннего убранства не всегда позволяли этим немаленьким птицам проникнуть внутрь, поэтому они выбирали для себя "надворные" постройки — балкончики и эркеры.

Строили птичьи дворцы обычно из камня, кирпича, плитки и раствора. Были и деревянные домики, но такие не отличались особой долговечностью. Кроме того, они часто были подвержены пожарам, поэтому до наших дней не дожил ни один деревянный замок.

Птичьи резиденции часто сооружали высоко, под самым карнизом/ © atlasobscura.comПтичьи резиденции часто сооружали высоко, под самым карнизом/ © atlasobscura.com

Да и каменных резиденций встречается не так много, так как начиная с XIX века прекрасная традиция постройки птичьих замков сошла на нет. И непонятно почему. То ли любви к пернатым поубавилась, то ли умелые архитекторы перевелись. Однако оставшиеся миниатюрные настенные дворцы и сейчас продолжают служить по своему прямому назначению. Мало того, владельцы зданий постоянно чистят их и время от времени тщательно реставрируют. Именно поэтому на некоторых фотографиях такие "павильоны" выглядят столь шикарно и великолепно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх