На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 644 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

Яхты Романовых


В доме Романовых был настоящий культ моря – сам Николай II был капитаном первого ранга, его дядя Алексей Александрович – генерал-адмирал, Алексей Михайлович – командир броненосца «Ростислав», моряком был и Кирилл Владимирович. А морякам нужны корабли, и корабли строили. Причем не какие-то там плавучие отели с бассейнами, а самые что ни на есть крейсера, правда, немного декоративные. И флот яхт был огромен и грозен, судьба же этим кораблям выпала разная.

Яхты Его Императорского Величества


Самая, пожалуй, знаменитая яхта последнего Романова – «Штандарт». Заложенная в октябре 1893 года в Дании она имела водоизмещение 5 500 тонн, могла разогнаться до 22 узлов и имела приличную автономность, являясь фактически крейсером. Только крейсером без брони и невооруженным, 8 орудий калибра 47 мм – это не для морских баталий, это для салютов. Не была забыта и роскошь:

Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон – березой, столовой – ясенем, а коридоров – дубом, клёном под птичий глаз и белым буком.

По сути, яхта, помимо роли транспортной, выполняла роль плавучего летнего дворца, способного принять до 500 человек. Впрочем, и по морям да по волнам она ходила – и на море Черное и по морю Балтийскому. На войну свою яхту император не послал, хотя в эскадре Рожественского даже безбронный крейсер солидных размеров и с приличной скоростью был не лишним.

Но от судьбы не уйдешь, и в годы революции «Штандарт» становится штабом Центробалта, то есть революции на Балтфлоте, а в 1933 году начинается ее перестройка в минзаг «Марти». Корабль вышел, несмотря на возраст, сильным, получив четыре 130/55 орудий, семь зенитных пушек 34-К, три пушки 21-К и четыре – ДШК. Основным вооружением стало 320 мин.

«Марти» повоевал в Зимнюю войну, прошел Великую Отечественную, только с Ханко вывез более 2 000 человек, стал гвардейским кораблем. С 1948 года – плавказарма «Ока», списан уже при Хрущеве, а мог бы стать музеем.

Если наличие одной яхты крейсерского класса можно объяснить – большому государству большой представительский корабль, то наличие второй – уже сложно. «Полярная звезда» гораздо менее известна, чем «Штандарт». Она и старше, яхту-крейсер Балтийский завод достроил в 1891 году. За основу взяли английский крейсер «Ирис», вышел корабль водоизмещением в 4 150 тонн, со скоростью 17 узлов и приличной автономностью. Пушек же было всего четыре, все те же двухдюймовки для салютов. Служила яхта для вояжей царского семейства, в начале XX века частенько ее использовала вдовствующая императрица.

В 1917 году корабль подобрал Центробалт, но уже в 1919 году она стала на консервацию, дабы в 1930 превратиться в плавбазу субмарин Балтийского флота. В 1954 году она стала плавказармой, а в 1968 ушла на слом.

Помимо этих двух яхт-крейсеров, были и яхты поменьше, например «Царица», но они были именно что просто яхтами, а не плавучими крейсерами-дворцами:

В состав прислуги входили: метрдотель, повара высокой категории и кухонные мальчики, главный пекарь и его помощники, камердинеры свиты, личный царский парикмахер (хотя Николай II брился сам), горничные фрейлин, офицеры фельдъегерьского корпуса, фотограф А. К. Ган-Ягельский, фотолаборант и другие.

При нехватке моряков они были укомплектованы военными моряками, при нехватке крейсеров яхты были крейсерами. Минимум «Штандарт» мог повоевать, но послать в бой свою игрушку император не решился.

Яхта Великого князя


Алексей Александрович Романов искренне считал себя талантливым человеком и выдающимся моряком. И как человек такого рода, он решил переплюнуть царственного племянника хотя бы качеством яхты. В 1897 году во Франции заложен самый настоящий бронепалубный крейсер по наименованию «Светлана». Корабль водоизмещением около 4 000 тонн, скоростью 20 узлов, шестью шестидюймовками и двумя торпедными аппаратами, он нес бронепалубу толщиной 25–50 мм. При всем этом это была все-таки яхта:

Апартаменты располагались за кормовыми бортовыми 152-мм орудиями и включали в себя прихожую и приемный салон, которые размещались в середине, а также гостиную, рабочий кабинет, спальню и сообщающуюся с ней большую уборную, которые находились побортно. Две разборные выгородки давали возможность, при отсутствии на борту Генерал-Адмирала, обеспечить сквозной проход (сквозь прихожую и приемный салон) из носовых помещений батарейной палубы к кормовым – туда, где находились апартаменты командира.

В итоге получился недокрейсер и отличная яхта на зависть европейцам:

В Лиссабоне (Португалия) крейсер посетила королевская чета, которая вместо протокольных 15, осматривала его 45 мин. В Киле крейсер «Светлана» осмотрели 15 ведущих немецких кораблестроителей.

Соответственно, яхта и использовалась в таком качестве, катая членов правящей династии по миру. Не только лишь Великий князь, но и Анастасия Михайловна, и Владимир Александрович становились пассажирами этого круизного крейсера. Ходила «Светлана» в Европу, ходила и в Заполярье и даже присоединяла остров Медвежий. А еще конвоировала царские яхты, на которых, в отличие от «Светланы», оружия толком не было.

Вся эта история закончилась грустно – в 1904 году Алексей Александрович все-таки включил свою яхту в состав эскадры Рожественского, но при этом серьезной модернизации не провели, не убрав апартаменты и каюты прислуги. Добавили трехдюймовок вместо вовсе несерьезных 47-мм, поставили оптические прицелы и дальномер, и вперед. При серьезных доработках, не очень-то и затратных по времени, мог получится полноценный крейсер, а так...

Хотя экипаж «Светланы» доказал кровью, что они не обслуга, а военные моряки. В дневном бою крейсер сражался героически:

Крейсер получил подводную пробоину и через незадраенные, в выгородках, дверные проёмы вода затопила погреба. Приняв примерно 350 тонн воды, «Светлана» осела носом на 1,3 метра, осталась без электричества и без боезапаса для носового плутонга, а ход упал на 2–3 узла.

И за ночь дошел до острова Дажелет, но увы, капитан первого ранга Шеин пошел кратчайшим путем, а ночи на прорыв не хватило, и «Светлана» была перехвачена японским отрядом и приняла последний бой, имея, помимо слабой защиты, всего 120 снарядов ГК.

От разрыва снаряда на батарейной палубе погиб старший офицер корабля капитан 2 ранга А. А. Зуров, убило и капитана 1 ранга С. П. Шеина, который все время находился на мостике. В 11 часов крейсер с большим дифферентом на нос лег на левый борт и затонул в точке с координатами 37° с.ш. и 129°50' в.д., погрузившись на глубину 600 метров.

Всего крейсер потерял 167 человек, совершив подвиг минимум не меньше «Рюрика» и «Суворова», и гораздо выше, чем у «Варяга». Будь «Светлана» просто крейсером или Шеин окажись немного хитрее – прорвались бы. Честь флага «Светлана» не посрамила.

Пароходик, который смог


Вице-адмирал Е. И. Алексеев, для которого, собственно, и предназначался будущий крейсер-яхта, дал указание заменить два 75-мм орудия четырьмя 47-миллиметровыми, более удобными для производства салютов, и распорядился уменьшить кормовой подзор, мотивируя это большой высотой волн Печилийского залива. Управляющий Морским министерством вице-адмирал П. П. Тыртов приказал сделать обширную рубку-салон на верхней палубе из ценных пород дерева за счет уменьшения массы механизмов и котлов и, соответственно, снижения скорости.

Сначала «Алмаз» хотели строить как безбронный крейсер по проекту Макарова, потом как посыльное судно, потом как крейсер-яхту для Наместника на Дальнем Востоке, в итоге же в 1903 году... родилось нечто. Водоизмещение – 3 300 тонн, почти как у «Новика», очертания – клипера, брони – нет, ход – всего 19 узлов. Вооружения... поместиться могло много, на пике карьеры камушек нес семь 120-мм орудий да еще четыре гидросамолета, но в 1903 – четыре салютных орудия, в приоритете было другое:

обставленные дорогой мягкой мебелью адмиральский салон и каюты, отделанные ценными породами дерева, с зеркалами и персидскими коврами, кожаный кабинет, изящная, птичьего глаза, отделка столовой, мягкая шелковая обивка уютной розовой гостиной.

Сначала «Алмаз» вошел в отряд Вирениуса, но был возвращен в Кронштадт, где его перевооружили на аж 4 трехдюймовки и послали с эскадрой Рожественского, который включил корабль в яхтенный, извиняюсь, разведывательный отряд, ибо куда его еще? Корабль размером с крейсер, скоростью в броненосец и вооружением чуть больше миноносца. Так «Алмаз» и его командир капитан второго ранга Чагин худо-бедно дошел до Цусимы, где даже пытался стрелять по противнику:

По временам наши пушчонки прекращали стрельбу – не было смысла без пользы расходовать снаряды. Отвратительное ощущение – подвергаться обстрелу, а самому не отвечать.

Сам получил несколько попаданий, к счастью, не фатальных, а ночью командир повел его к побережью Японии, вдоль которого и прорвался во Владивосток с относительно небольшими потерями:

В вахтенный журнал вписываются повреждения; их насчитывают 29{48}. Подсчитывают число выпущенных снарядов – оказывается 75-мм – 149 и 47-мм – 193. Убитых матросов зашивают в парусиновые мешки; их трое. Утром умер четвертый. Тяжело раненных трое и восемь легко раненных. Всего, считая и лейтенанта Мочалина, пострадало 16 человек.

Во Владивостоке безо всяких проблем на «Алмаз» поставили три 120-мм орудия. Сам император поздравил экипаж:

«От души благодарю Вас и поручаю передать мою благодарность командирам, офицерам и командам «Алмаза», «Изумруда», «Грозного» и «Бравого» за самоотверженный тяжелый подвиг в несчастном для нас бою. Да послужит вам всем сознание своего исполненного долга утешением в тяжелом испытании, постигшем нашу Родину. Николай»

Но, по уму, надо было плакать, единственный прорвавшийся крейсер был дорогой игрушкой, непригодной в оном состоянии для войны. После нее же «Алмаз» побыл яхтой Великого князя, этот раз Александра Михайловича на Балтике, что закончилось, правда, нехорошо:

«Военное поражение, реки крови и, в довершение всего, – мои матросы, которые хотели захватить меня в качестве заложника!.. Такова была награда за те 24 года, которые я посвятил флоту. Когда я разговаривал с матросами, я ни разу в жизни не повышал голоса. Я радел об их пользе перед адмиралами, министрами... Я гордился тем, что матросы на меня смотрели как на своего отца и друга, и вдруг – заложник!..»

После чего яхту окончательно разжалуют в посыльное судно, а в 1911 году переводят на Черное море, где обращают в один из первых гидроавианосцев с четырьмя гидропланами на борту. Воевал крейсер снова отважно, но в конце карьеры был оболган:

Теперь в роскошных каютах и салонах бывшей яхты заседал Совет матросских депутатов, и есть свидетельства, что выносившиеся действовавшим при нем революционным трибуналом приговоры в отношении офицеров, не перешедших на сторону советской власти, там же и исполнялись.

По одной версии, офицеров жгли в топках (кто в курсе, знают, что это даже не ложь, просто бред), по другой – топили, опутав стальными цепями (хотел бы я на это глянуть, а главное – зачем). Впрочем, даже белые не нашли никаких следов казней, потом крейсер повоевал за белых, и в итоге:

Капитан I ранга В. А. Григорков привел корабль в Бизерту, сдал французским властям и сошел с экипажем на берег в лагерь русских беженцев. Скончался командир в 1964 году в Париже, в доме для престарелых. Разоруженный «Алмаз» долго ржавел в чужих водах, пока в 1934 году не был разобран на металл.

Четыре яхты-крейсера, из них три были по большому счету не нужны, зато влетели в копеечку (цена «Алмаза» – 2,5 миллиона, а вот «Новика» – 3,44 миллиона с вооружением и боезапасом). Вместо них в строй могли войти три полноценных крейсера, из них два – первого ранга. Зачем? Может, как в Европе?

В 1892 году ее сменила винтовая мореходная яхта «Гогенцоллерн» (4 200 т, 21,5 узла). Она имела мощное вооружение: три 105-мм пушки, двенадцать 50-мм скорострельных пушек и два торпедных аппарата.

Так Вильгельм II катался на чем-то вроде «Светланы», но без роскошной отделки, в Британии – тоже одна чистая яхта:

Королева долго канючила (в английском тексте это называется «лоббировала») о постройке новой, «Виктория и Альберт»-3, взывая к самолюбию парламента, что, мол, у царя и у кайзера яхты-то поновее и побольше. И добилась своего, деньги были выделены. Только королева 7 месяцев не дожила до ввода яхты в строй 23 июля 1901 г.

В СССР яхта была одна:

С 22 июня 1957 года по 13 марта 1958 года «Ангара» временно входила в состав Морской пограничной охраны МВД–КГБ СССР в качестве официальной правительственной яхты, а затем была возвращена Черноморскому флоту для использования в качестве штабного корабля управления.

И та недолго, и та германская «Хела», доставшаяся в качестве трофея. Одним словом, так широко не гулял никто. Зачем – вопрос риторический.
Автор:
Роман Иванов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх