На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 644 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

А был ли поход Олега на Константинополь?

Корабли русов идут по земле. Художник Пашков Д.

Благодаря первоначально недатированной части древнерусской летописи, мы знаем, что после смерти Рюрика, некий князь Олег, то ли воевода, то ли князь из русского рода, двинулся на юг из Ладоги или Новгорода, с малолетним сыном Рюрика Игорем.

Под видом купцов, которые, конечно, были редки «на пути из варяг в греки», Олег прибыл в Киев. Его пришли приветствовать сами местные князья, Аскольд и Дир, или только Аскольд. И их убили воины Олега, обвинив, что они не князья, а князь маленький Игорь:

«Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика.»

После чего править в захваченном Киеве начинает Олег от имени «Рода русского». А род Русский начинает завоёвывать и подчинять себе все окрестные племена. Олег в захваченном Киеве объявил, что:

«Да будет это мать городам русским.»


Убийство Олегом князей Аскольда и Дира. Неизвестный автор XIX в.

Смысл этих слов был очень простой: род русский, который сидел до этого в Ладоге и у окрестных племён, весь переместился на юг, сделав новой резиденцией своего рода – Киев, а все последующие захваченные города на этой территории русами должны подчиняться «метрополии» или матери городов русских, Киеву.

И, как нам сообщает летопись, Олег самостоятельно начинает подчинять «роду русскому» окрестные земли с племенами. Не все известные племена сразу подчинились Олегу и его русскому роду.

Не вызывает сомнения, что эти действия Олега были включены в летопись на основе устных преданий, которые к моменту записи в XI веке изрядно подзабылись. То же самое можно говорить о вызывающем много вопросов походе Олега на столицу Ромеев, событие столь громкое и грозное, что его не могли не заметить современники, но о нём нет сообщений ни в византийских, ни в арабских исторических свидетельствах.

Причины похода


Но вначале нам нужно понять причины, побудившие Олега к походу на Константинополь-Царьград.

Что же произошло и почему Олег отправился к Константинополю? За 300 лет изучения этого похода версий достаточно много.

Итак, в чём же проблема с этим походом?

А дело в том, что о нём мы знаем только из одной русской летописи. Нигде, ни в одном ином источнике нет сообщения об этом походе 907 г. Тем более что только спустя несколько лет после похода в 911 (912) г., как продолжает летопись, в Константинополь прибывает посольство от князя Олега для подписания мира. То есть совершенная загадка, почему «мир» не был подписан по горячим следам, а только через несколько лет, за которые могло утечь много воды и многое измениться в отношениях между русами и ромеями. Почему это столь важное событие не было отражено в византийских источниках, объяснить трудно.

Возникает также вопрос: а было ли два договора или был только один договор? В начале ХХ в. академик А. А. Шахматов написал статью, в которой аргументированно доказывал, что летописец, для того чтобы свести концы с концами по имеющимся данным из разных, противоречащих друг другу источников, часть Договора, который был на самом деле подписан в 911 (912) году, частично перенёс в 907 год и сократил его текст.

Конечно, несмотря на огромный авторитет Шахматова, его не раз оспаривали, например, А. Н. Сахаров.

Формально причина похода Олега объясняется тем, что византийцы давно не соблюдали Договор, который был или должен был быть подписан после первого похода росов в 860 г.

Но ни один источник никогда не сообщал о каком-то Договоре между росами и ромеями, речь шла о нём только гипотетически. В 861 г. посольство росов прибыло с просьбой о крещении, ни о чём другом речи не шло.

Хотя, как думают многие историки, могло быть и тайное соглашение или Договор о мире. К этим выводам они приходят исключительно умозрительно, на основе того, как подписывали известные договоры с «варварами» ромеи, но ни один договор не мог длиться столь длительный срок. Такого нет и в наше время, а уж тем более в те времена. Например, договоры с болгарами требовали постоянного подтверждения, часто через очередную войну.

Зато мы имеем рассказ у продолжателя Феофана об ещё одном событии во времена правления Василия I Македонянина (годы правления 867–886), связанном с народом «росов». Это произошло приблизительно в 874 году:

«Щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний он также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ними мирный договор, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезный народу их деянием.»

Второй вопрос о нарушении Договора византийцами, который якобы был подписан в 861 году, связан с вопросом о «преемственности» Олега или Игоря после Аскольда и Дира, которого, конечно, не было, как и не было «государства», в котором была захвачена эта власть. Олег и Игорь захватили город у менее удачливых вождей, а не власть внутри «государства».

Они захватили племенной центр, князья которого воевали с другими племенами: Аскольд и Дир боролись с древлянами и уличами. А после его захвата, новые князья или князь «Рода русского» стали более решительно покорять славянские племена, получая с них дань, и, как мы видим, привлекая их племенное ополчение к походам. Вопрос, наследовали или нет какие-то «международные» отношения князья рода Рюрика от Аскольда и Дира, остаётся открытым.

Скорее всего, поход воинства Олега на Царьград был самостоятельным актом, никак не связанным с предыдущими событиями и предыдущим походом «росов» или русов, Аскольда и Дира.

Причины для походов у народов родоплеменной стадии были одинаковые: дань, разбой, если и заключение Договора, то «тактического», дающего возможность обмена, не прибегая к действиям, несомненно связанным с неисправимыми издержками (войной), что для родоплеменного мышления крайне важно: погибают не подданные, погибают родичи и племянники.

Попутно заметим, что попытка изобразить людей, воинов этого времени эдакими отмороженными «пассионариями», для которых подавай войну и хлебом не корми, лишены исторической основы.

Рационализм и жизненная логика несомненно была и частью ментальности людей этого времени, но, конечно, она существенно отличалась от таковых в наше время, поэтому постоянно и идёт речь о недопустимости модернизации тех или иных исторических событий или подмены представлений людей древности современными рациональными выводами.

Почему похода нет в других источниках?


Но как быть с хроникой Византии? И с другими источниками? Вот Продолжатель Феофана пишет об этом периоде, в правление Льва VI Мудрого (866–912), что в 906 г. была одержана победа над флотом арабов, в 907 г. была мощная буря и ветер, который срывал крыши с домов. А вот страшный приход огромного полчища русов в хронику не попал.

В 911 г. царь принимает арабское посольство во дворце Мангавры, части Большого Дворца Константинополя. То есть, если бы вторжение русов было в 911 г., а не в 907 г., как считает ряд историков, этого бы нельзя было не заметить.

Таким образом, свидетельство русской летописи ничем не подкреплено.

А как же развивались события по летописцу?

Корабли штурмуют город


В комментариях к предыдущей статье на ВО о походе 860 г. у читателей возник закономерный вопрос о количестве судов, участвовавших в походе. По двум источникам, их было или 200, или 300.


Русь идёт на Царьград. Радзивиловская летопись. XV в. Миниатюра

А вот в походе Олега указано 2000 судов или ладей. Как сообщает летопись, Олег, оставив Игоря в Киеве, собрал ополчение всех восточнославянских племён, как их именовали ромеи: «Великая Скуфь». Все они были из подчинённых Руси племён, кроме варягов и союзников, тиверцев: славяне, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы.

Такой список племён давно вызывал вопросы у историков, хотя другие видели в нём факт того, что Русь уже в начале X в. объединила все земли Восточной Европы в единое государство.

Скорее всего, это компиляция летописца всех известных племён, плативших дань Руси в X и XI вв. Вятичи оставались самостоятельными до XII в., злостно уклоняясь от платы дани Руси, радимичи могли стать постоянными данниками не раньше походов Святослава против кочевников хазар. Прикарпатские хорваты попали в данники Руси при Владимире Святославовиче. Есть вопросы и по упрямым древлянам.

Что касается численности войска, то исходя из количества судов, оно должно было быть огромным – от 40 до 80 тысяч воинов, то есть с такой силой можно было не просто претендовать на набег и подписание «обычного» Договора о купле, а и на захват самой столицы империи. Размер воинства сопоставим с арабскими осадами Нового Рима.

Тем более что русь оказалась у Константинополя внезапно. При прошлом нападении войско «росов» состояло приблизительно из 7000 воинов, и оно произвело страшный фурор, росы разорили окрестности столицы и Принцевы острова, а сейчас кораблей было в 10 раз больше!

«И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.»

Ромеи приняли меры обороны, снова защитили своё «мягкое подбрюшье», бухту Золотого Рога, железной цепью. Но, судя по летописи, русы каким-то образом доставили свои корабли или суда к стенам Константинополя. По логике оказаться перед стенами можно было лишь с западной стороны. Если залив Золотой Рог закрыт, то проникнуть к западным стенам или стене Феодосия можно, только перетащив суда, как это сделают турки, и добраться или в бухту Золотого Рога, или к реке Варвисс, которая с запада впадает всё в тот же Золотой Рог. Отсюда совершали свои атаки на Константинополь славяне, подчинённые аварам, во время осады в 626 г.

И тут произошло совершенно фантасмагорическое событие: корабли начали штурм городских стен!

Самое сложное в этом тот факт, что такое событие не попало в византийские источники!


Вот такой современный ландшафт перед стенами Константинополя. Фото автора

Итак, Олег перетащил свои суда, как турки, в 1453 г. или в Золотой Рог, или в реку Варвисс. Конечно, речь не идёт о неких драккарах, таких как судно из Усеберга: 21,44 м длиной, максимальной шириной 5 метров; или знаменитый корабль из Гокстада: 23,3 м длиной, 5 м шириной, со скамьями на 32 гребца.

В походе использовались знаменитые, по описанию сына Льва Мудрого, Константина Багрянородного, моноскилы или долблёнки. О торговом походе русов из Киева на Константинополь на долблёнках он сообщает подробно.

Так, минуя пятый порог, русы переносят моноскилы или на плечах, или волокут их в то время, как всё снаряжение переносилось отдельно. Во всей Восточной Европе, как мы знаем, волок был обычным делом для перемещения судов.

И во время осады Царьграда перетащить или перенести ладьи, используя при этом пленных, не составляло труда.

И далее, как сообщает нам летописец, корабли были поставлены на колеса, были подняты паруса, и Олег осуществил «психическую атаку» на столицу. Это могло произойти только с западного направления по отношению к стене города, скорее всего, в районе той же стены Влахерны. Где, кстати, позволяла и местность. Хотя трудно представить, чтобы корабли могли катиться долго, даже по равнине перед стенами Константинополя.

Такие действия вызвали ужас в городе, жители которого обратились к удачливому князю:

«Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом.»

После столь внушительного успеха, Олег потребовал гигантской дани с ромеев: по подсчётам А. Н. Сахарова, который исходил из количества 80 тыс. участников похода, общая сумма составила 960 000 гривен. В экспедиции участвовало 2000 ладей по 40 воинов на каждой, как сообщает летописец.

Дореволюционный историк М. Д. Хмыров считал, что воины Олега должны были получить или 750 (12 000 кг) пудов золота или 3750 (60 000 кг) пудов серебра. Исходя из расчётов В. Л. Янина, дань должна была состоять из 65 491,2 кг серебра по весу до XI в., или 49 142,4 кг серебра по весу XI-XIII вв.

Для сравнения, Муавий, заключив мир в 662 г. с византийцами, обязался заплатить 100 000 динариев, что составляло по весу приблизительно 4843 кг.

Египет должен был платить в это время, в год, 3000 тыс. динаров налогов, но большая часть выплачивалась в реалиях не деньгами, а хлебом: в 819–820 гг. хлебом было выплачено 92 % налога.

7 июля 685 г. между Византией и арабами был подписан Договор, по которому арабы платили ежедневно по 1000 динаров, одному рабу и одному породистому коню за каждый день мира, что составляло 25 % доходов Халифата с Сирии.

Попытка объяснить столь умопомрачительные цифры, которые требовал Олег в качестве дани, включая полное отрицание этих событий, длится в науке уже 200 лет.

Учитывая специфику родоплеменного общества русов, форма «12 гривен на ключ» или «12 гривен на человека» – дань традиции, совершенно не подразумевающая под собой столь гигантскую выплату. Так же как поляне не давали по мечу с дыма, а вятичи по щелягу от каждого рала.

Замечательный историк Б. А. Романов писал по этому поводу:

«В таких случаях какой-либо мех или монета «от дыма» указывали лишь на счётный приём для вычисления общей дани, а не на действительное наличие в каждом обитаем «дыме» (т. е. дворе) этой монеты или этого сорта меха.»

Разница между продуктами дани с побеждённых восточноевропейских племён и Константинополя отличалась лишь её содержанием и качеством продуктов.

Вдобавок мы имеем весьма скромные находки византийских монет в кладах Х в., по данным топографии Кропоткина В. В., в отличие от арабских дирхем: клад Станислава Белозерского района Херсонской области, находки в Киеве, Белгороде (Киевская область), Чёрной могиле Черниговской области. Остальные встречаются среди кладов куфических монет. Все они относятся ко второй половине Х в., и только одна золотая монета-подвеска в бусах, является ранней, василевса Александра (912–913 гг.).

Мир цифр доиндустриального общества не такой, как расчёты и цифры в наши дни. Хотя до сих пор мы знаем из тех времён «чёртову дюжину», число дьявола и тому подобное:

«Каждая принятая основа исчисления, – писал автор основополагающей теории о доисторическом мышлении, Л. Леви-Брюль, – имеет своё основание в коллективных представлениях данной социальной группы.»

Таким образом, цифру дани, которая даёт нам летопись, рассматривать с рациональной точки зрения не продуктивно. Она является абстрактной, а сама дань в реалии была получена не тоннами серебра, и даже не в эквиваленте этого серебра, а товарами, количество которого удовлетворило победивших: проси больше – получишь, что должно.

«И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье.»

Так закончился поход Олега, который прибил свой щит на ворота ромейской столицы, когда Русь, согласно древнерусской Летописи, заявила о себе во весь голос.


Олег прибивает щит на врата Царьграда. Худ. Баваревский

В конце следует сказать о том, что, скорее всего, поход Олега и договор был один, а не растянут на 907 и 911 (912) гг., что показал ещё А. А. Шахматов.

Русь, согласно Договору, получила беспрепятственный доступ к торгу в Константинополе, возможность без проблем сбывать продукты, полученные от даней в Восточной Европе, и обменивать их на престижные товары, которые производились в Византии.

По поводу самого Договора есть множество вопросов, вплоть до того, что Договор из-за смерти Олега так и не был подписан и принят обоими сторонами. В основе этого договора, возможно обработанного позднее, когда были добавлены имена послов, лежит, как считают многие специалисты по данному направлению, императорский хрисовул или, в данном конкретном случае, императорская дипломатическая грамота, написанная со стороны Византии. Как выглядел на самом деле Договор, остаётся только спорить, но и хрисовула было достаточно, чтобы мир был установлен. Это был документ-гарантия и документ-требование мира со стороны императора. Форма хрисовулов изменится в самом конце XII в., когда Ромейская империя уже не сможет диктовать условия сильным противникам.

Наличие мира и мирного Договора между ромеями и русами очевидно.

После чего отряды русов участвовали в походах византийской армии и флота в Италию и на южное побережье Франции в 934–935 гг.

Это были посольства, подкреплённые военной силой, состоявшие из 11 хеландий с 1450 всадниками на борту и 7 кораблями с 700-ми русами, о чём сообщает Константин Багрянородный.

Именно о них сообщает нам статья Договора, статья столь важная для византийцев, формирующих наёмное войско:

«И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам…»

Если Договор был и, как мы видим, использовался на практике, почему тогда такое легендарные события, как корабли на колесах и прибивание щита к воротам, не нашли своего отражения в летописях Византии? Причина, скорее всего, кроется в том, что похода не было, а летописец, найдя хрисовул, вынужден был компилировать или создавать для него события, используя как устные предания, так и данные доступных византийских хроник.

Вполне возможно, что здесь под 860 и 907 гг. описано одно и то же событие, что весьма правдоподобно. Мы чётко, до конца не знаем, кто и за кем шёл среди первых русских князей, каковы их родственные отношения и сроки правления. Источники не дают нам возможности разобраться с этим. Традиционно сложившийся порядок княжений первых князей вызывает не только множество вопросов, основания для них есть и в разных летописных сводах, где сохранились старые редакции.

А поездка русов или «необузданных росов» для подписания Договора в Константинополь, скорее всего, состоялась в 911 г., без всяких военных действий, с целью договориться с ромеями, им было что продавать в Романии. Что, возможно, не совсем укладывалось в представления летописцев о первых русах, добивавшихся всего силой.

Интересно, что патриарх Николай Мистик именно в это время, в своём письме болгарскому царю Симеону, грозил северными народами, включая росов. Об осадах Константинополя болгарским царём Симеоном будет статья в рамках данного цикла.

Представляется, что летописец, компилируя события, решил придать большего веса Договору руси с Константинополем 911 г. Он добавил ряд событий из известных ему по устным сказаниям походов 860 г., 941 и 944 гг., тем самым оформив события 907 года.

А как будут развиваться события вокруг стен Константинополя, мы расскажем в следующих статьях.

Продолжение следует…
Автор:
Ващенко Э.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх