На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 645 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

В 1947 году этот самолёт с 30-ю пассажирами на борту рухнул в тундре, спустя 70 лет он был найден. История Дугласа С-47

У самолётов, так же, как и у людей, есть своя судьба. Американский «Дуглас» С-47 является военно-транспортным самолётом. Он стал разработкой на базе пассажирского авиалайнера DC-3 и появился в 1932 году. А уже через три года стал вершиной технических усовершенствований: два мотора – «Пратт» и «Уитни» несли 12-тонную машину со скоростью 300 км/ч на расстояние до 2500 км.
«Дуглас» С-47

Самолёт, о котором пойдёт наша история, получил заводской номер 9118. Он был передан в военно-морские силы Соединённых Штатов 24 февраля 1943 года. А уже 12 марта в городе Фербенкс на Аляске самолёт в рамках программы ленд-лиза передали в пользование вооружённых сил СССР.

«Дуглас» С-47

Однако на фронт его не отправили, летал он в Карском море, входя в состав Чукотской авиационной группы полярной авиации. В 1946 году самолёт перенаправили в состав 26-го транспортного гражданского авиаотряда города Красноярск.

«Дуглас» С-47

И вот 23 апреля 1947 года «Дуглас» С-47 отправился в обратный рейс с бухты Кожевникова побережья Карского моря. Он направлялся на промежуточную станцию Хатангу, чтобы дальше лететь в Красноярск.

«Дуглас» С-47

На его борту находилось 26 пассажиров, 852 кг багажа и 4 члена экипажа: командир Максим Тюриков, второй пилот Сергей Аношко, бортмеханик Виктор Пискарев и радист Алексей Смирнов. Вместе с гражданскими пассажирами на борту также находились заключенные без конвоя.

Максим Тюриков, Сергей Аношко, Виктор Пискарев и Алексей Смирнов
Максим Тюриков, Сергей Аношко, Виктор Пискарев и Алексей Смирнов

Погода за Полярным кругом непредсказуемая. И 23 апреля там ещё далеко до весеннего тепла. Выглянувшее солнышко в любую минуту может скрыться за тучей. А ещё через минуту закрутит пурга, засыпая окрестности ливневым снегопадом. Синоптики такую ярость погоды называют снежным зарядом. Именно в такой заряд за считанные минуты и попал «Дуглас».

«Дуглас» С-47

Опытному командиру пришлось вести самолёт вслепую. При снежном заряде лететь можно, хотя воздушные массы швыряют самолёт то вверх, то вниз. Но, через час полёта отказал левый двигатель. В таких условиях пилотировать стало сложнее. А через 4 часа из-за перегрева заклинило и правый мотор. Командиру пришлось идти на вынужденную посадку.

«Дуглас» С-47

Максим Тюриков выбрал ровную местность и начал приземление. Но практически в конце пробега на пути правого колеса попалась яма. Машина встала на нос. От удара он был смят, головка двигателя вырвалась, но к счастью самолёт выровнялся.

«Дуглас» С-47

Посадка была очень жесткой, с конца самолёта на людей полетели чемоданы и баулы. Несколько пассажиров выбросило с сидений, у одного оказалась травмированной рука, некоторые получили легкие ушибы.

Но капитан совершил чудо - в сложнейшей ситуации посадил «Дуглас» на обледеневшее болото. Эта посадка спасла жизнь экипажу и пассажирам.

Посмотрите небольшой видеоролик об аварийная посадка самолета «Дуглас» С-47 в тундре недалеко от Норильска:

После жесткого приземления оказалось, что рация была разряжена, хотя радист и пытался подавать сигнал, в отчаянии отстукивая морзянкой произвольный набор.

В уставе не было чётких инструкций командиру, как поступать дальше в создавшихся условиях. Но в сложной погодной ситуации и когда до населённого пункта далеко, здравый смысл подсказывает, что остаться надо на месте приземления. И ждать помощи, которая непременно придёт: в тундре на белоснежном болоте трудно не заметить распластанный самолёт.

«Дуглас» С-47

Через трое суток ожидания капитан вместе с бортмехаником, радистом и шестью пассажирами, в том числе четырьмя заключенными, отправился за помощью. Они пошли в никуда, только надеясь, что смогут выйти к какому-нибудь населённому пункту или к оленеводам.

Никто не знал, сколько придётся идти, но люди шли. Этот поход спас жизни оставшимся пассажирам «Дугласа». Ведь экипаж самолета увёл часть агрессивных осужденных подальше от женщин и детей.

«Дуглас» С-47

Покидая самолёт, капитан оставил на его двери надпись: «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 из Кожевниково в 00.30 вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5.30 вынужденная посадка. Жертв нет».

Надпись на борту «Дуглас» С-47
Надпись на борту «Дуглас» С-47

Среди оставшихся пассажиров находилось ещё два осужденных и второй пилот. Во время посадки у него травмировались глаза, и он ничего не видел. Капитан доверил пассажиру Сергею Тарасову личный пистолет с тремя патронами, на случай, если от отчаяния взбунтуются пассажиры или нападут осуждённые.

«Дуглас» С-47

Никто из оставшихся не знал, когда их спасут. Поэтому понимали, что нужно разумно расходовать продукты. Всё имеющееся продовольствие: хлеб, несколько банок консервов, рис, перловку, муку, масло, фасоль и сахар использовали для приготовления еды.

Женщины готовили тюрю на воде, добавляя туда хлеб из пайков, крупы и муку. Всё, что было съедобного, настаивали и ели. Бензин использовали для розжига костров, в которых жгли чехлы от моторов, прошлогоднюю траву и вещи.

«Дуглас» С-47

Долгие дни ожидания сменялись бессонными ночами. Большую часть времени шёл снегопад. Так как самолёт сильно не пострадал, то укрывались в нём. Хорошо, что люди оказались тепло одеты в длинные оленьи шубы, поэтому никто из пассажиров не замёрз. Так прошло 19 дней ожидания…

«Дуглас» С-47

Искали ли пропавший самолёт? Конечно, искали. Радист Торгашина, дежурившая в аэропорту Волочанка, вечером 23 апреля 1947 году услышала в эфире беспорядочные и прерывистые, но чистые звуки. Она об этом оставила запись в журнале. И когда узнала о пропаже самолёта, доложила диспетчеру, что звуки могли принадлежать радиостанции Тюрикова.

Радист (Фото носит иллюстративный характер)
Радист (Фото носит иллюстративный характер)

Из Красноярска в Волочанку сразу же направили три спасательных самолёта. Начались поиски пропавшего «Дугласа». Искали несколько дней, но пурга затрудняла поиски. И вскоре их прекратили.

Тогда жена радиста, Тамара Смирнова, в отчаянии отправляет телеграмму самому Сталину. Через два часа поступил ответ, о том, что спасательная операция возобновлена и на поиски пропавшего самолета отправлены лучшие летчики.

Алексей Смирнов
Алексей Смирнов

В это время пассажиры «Дугласа» каждую минуту вслушивались в зловещую тишину: не летят ли их спасать. Но тундра молчала. Отчаяние охватило людей настолько, что, сложив в мешок остатки еды, они выдвинулись в том направлении, куда 15 дней назад ушла первая группа во главе с капитаном Тюриковым. Пройдя примерно 30 километров, люди услышали, как в полной тишине нарастает гул мотора.

Пассажиры «Дуглас» С-47 отправились в поисках помощи (Фото носит иллюстративный характер)
Пассажиры «Дуглас» С-47 отправились в поисках помощи (Фото носит иллюстративный характер)

Второй пилот схватил ракетницу, которую оставил Тюриков, и выстрелил в воздух. Сигнальный знак был замечен.

11 мая 1947 года в 220 км от Волочанки оголодавших людей, а затем и сам самолёт, удалось найти команде спасателей Фёдора Шатрова. Эвакуировала всех 17 оставшихся пассажиров и второго пилота другая команда спасателей.

11 мая 1947 года пассажиры «Дуглас» С-47 были спасены (Фото носит иллюстративный характер)
11 мая 1947 года пассажиры «Дуглас» С-47 были спасены (Фото носит иллюстративный характер)

Вывоз «Дугласа» признали нецелесообразным. Он так и остался лежать на долгие 70 лет в Таймырской тундре за Полярным кругом.

Останки капитана Максима Тюрикова были обнаружены только спустя 6 лет. Скелет нашёл охотник Филипп Сахатин в истоках реки Шайтан, в 120 км от самолёта. Опознали его по сохранившимся документам. Бортмеханик, радист и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.

Максим Тюриков
Максим Тюриков

Но на этом история «Дугласа» не закончилась. О нём вспомнили в 2015 году в Красноярском отделении Русского географического общества. После того, как самолёт отыскали в тайге, было решено его доставить в Красноярск. Машину хотели выставить как экспонат в музее полярной авиации и освоения русского Севера.

«Дуглас» С-47

Для эвакуации была создана международная экспедиция из 15 человек. На месте самолёт разобрали на семь частей и вертолётом доставляли на баржу. Оттуда «Дуглас» поплыл в Дудинку, а затем по Енисею в Красноярск.

«Дуглас» С-47

Участники международной экспедиции «Дуглас ждет!» открыли памятник на месте найденного самолёта с мемориальной доской, рассказывающей о трагических событиях 70-летней давности.

«Дуглас» С-47

На борту самолета также обнаружилась и «летопись» того страшного времени, когда люди ожидали помощь. Несмотря на то, что продукты заканчивались, никто не падал духом. Оставшиеся люди даже отмечали праздник первое мая. А 11 мая 1947 года большими буквами кто-то написал: «Мы спасены!».

Надпись на борту «Дуглас» С-47
Надпись на борту «Дуглас» С-47

Эвакуацию «Дугласа» в Красноярск проводили два года в 2016 и 2017 годах. Подъем «Дуглас» Cи-47 из таймырской тундры признали одним из самых уникальных проектов Русского географического общества. Команду общества лично награждал президент.

Команда Русского географического общества
Команда Русского географического общества

Друзья, если Вам понравилась публикация, предлагаю посмотреть еще одну интересную историю. Здесь я рассказываю историю пропавшей эскадрильи, которая в 1942 году совершила аварийную посадку в Арктике. И вот спустя 46 лет под 75 метровой толщей льда, радары обнаружили первый самолет…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх