На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 645 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

«Иван Васильевич меняет профессию»: вся «лепота» национального кинематографа

В очередной комедии Гайдая хотели сниматься все, а Юрий Никулин отказался, чем вызвал немалое удивление коллег… О причинах его отказа, о сложном кастинге на роли, трагичной истории царицы Марфы Васильевны и похудевшей Крачковской, расскажу вам сегодня.
Кадр со съемочной площадки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Кадр со съемочной площадки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Нестареющей комедии с глубоким подтекстом без малого пятьдесят лет. Признаюсь, что как-то с детства «привыкла» к этому фильму и только недавно взглянула на него с точки зрения качественного кино (а у Гайдая определенно есть чему учиться).

И если технические моменты не сильно интересны широкому кругу зрителей, то истории, оставшиеся за кадром, надеюсь, понравятся всем.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Как Гайдай искал своего царя

Сценарий фильма писался специально под Юрия Никулина. В двух главных ролях — управдома и царя — Гайдай видел только его. Но актер от роли отказался.

Пробы Юрия Никулина на роль царя. Мне одной кажется, что роль Никулину не очень-то и подходила? При всем моем уважении к актеру, его типаж простоват для царя
Пробы Юрия Никулина на роль царя. Мне одной кажется, что роль Никулину не очень-то и подходила? При всем моем уважении к актеру, его типаж простоват для царя

Предположительных версий отказа было три: цирк Никулина готовился к длительным зарубежным гастролям; у Никулина уже было несколько предложений на съемки, по которым он вел переговоры, но пока не принял окончательного решения; у актера было опасение, что фильм по пьесе запрещенного в то время Булгакова просто положат на полку, а контракт на съемки был длительным, рассчитанным минимум на год.

Не последнее место занимало и мнение жены Юрия Владимировича. Татьяна Николаевна мечтала, что хотя бы в кино Юра «перестанет быть клоуном и вместо комедийных ролей, сосредоточится на более серьезных образах».

Так или иначе, договориться с актером не удалось. Пришлось Гайдаю искать другого царя. Три главных претендента — Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев и Георгий Вицин — хотя и были актерами первой величины, но идеально на роль не подходили (каждый по своим причинам).

Лебедев, Яковлев и Евстигнеев на фотопробах на роль царя
Лебедев, Яковлев и Евстигнеев на фотопробах на роль царя

А вот Юрий Яковлев был утвержден после первой же пробы.

Жоржа Милославского должен был играть Андрей Миронов

Отказ Никулина от роли повлиял на участие в фильме и Андрея Миронова, утвержденного на роль Жоржа Милославского. Гайдай был уверен, что «проверенный» на съемках «Бриллиантовой руки» дуэт, будет хорошо принят зрителями, но в паре с Яковлевым Миронов выглядел слишком «театрально» и с роли был снят.

Леонида Куравлева выбрали из более десяти по-настоящему звездных претендентов. Не буду утомлять вас фамилиями, поверьте мне на слово. Фотопробы на роль Жоржа Милославского
Леонида Куравлева выбрали из более десяти по-настоящему звездных претендентов. Не буду утомлять вас фамилиями, поверьте мне на слово. Фотопробы на роль Жоржа Милославского

Мы уже видели Куравлева в роли жулика Шуры Балаганова («Золотой телёнок», 1968), но в образе Жоржа актер шагнул намного дальше —обаятельный, образованный, не жулик, а скорее интеллигентный мошенник — Куравлев очень многое привнес в эту роль.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Как инженер Николай Тимофеев стал «Шуриком»

На роль инженера Тимофеева пробовался не менее звездный состав актеров. Первым, кого предварительно утвердили на роль, стал Олег Видов. Но Гайдай ждал Александра Демьяненко. Очень хотел посмотреть на него в образе и пробы ему понравились.

Фотопробы Олега Видова на роль Николая Тимофеева
Фотопробы Олега Видова на роль Николая Тимофеева

Интересный момент: до утверждения на роль Александра Сергеевича, инженера Тимофеева звали Николаем (как и в пьесе Булгакова, первоисточнике этой истории). И только после прихода в фильм «Шурика», имя героя изменили на Александр, объединив тем самым все истории его приключений.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Кто одевал Зиночку?

Жену инженера в исполнении Натальи Селезневой одевал никому тогда ещё неизвестный, начинающий советский модельер Вячеслав Зайцев.

Уверена, что ни одна женщина в зале не оставалась равнодушной к нарядам героини. Говорят, некоторые фасоны зрительницы зарисовывали прямо в зале кинотеатра, чтобы потом попросить портниху «сшить как у Зины».

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Главными претендентами на роль Зиночки были две Наташи — Гундарева и Богунова (жена Ганжи из «Большой перемены»), но Селезнева их обошла, хотя режиссер всерьез опасался, не помешает ли ей роль «хорошей девочки Лиды», уже сыгранная в паре с Демьяненко. Нет, не помешала.

Наталья Селезнева в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965
Наталья Селезнева в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965

Как Гайдай не разрешил Крачковской худеть

А вот Наталью Крачковскую утвердили на роль без проб. В процессе съемок с актрисой случилось несчастье, она попала в больницу с тяжелейшей пневмонией, а выписавшись, с удивлением обнаружила, что значительно похудела.

Радости актрисы не было предела. Но Гайдай абсолютно не разделял ее восторгов и приказал срочно вернуть потерянные килограммы.

Режиссер не только лично следил за ее питанием, но и сам отдавал распоряжения относительно рациона: манная каша, кофе со сливками на завтрак и макароны на обед. На таком меню вес Наталья Леонидовна вернула очень быстро. Эх, на какие только жертвы не приходится идти ради искусства.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Грустная история царицы Марфы Васильевны

Милая и скромная царица Марфа Васильевна в исполнении Нины Масловой — реальный исторический персонаж, с довольно трагичной историей. Марфа Васильевна действительно была третьей женой Ивана Грозного. Под венец она пошла девятнадцати лет отроду, но на пятнадцатый день замужества умерла.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

В связи с этим внимательные зрители и дотошные историки смогли подсчитать, в какую эпоху попали герои фильма, с погрешностью всего в две недели.

Про правки, цензуру и вырезанные кадры

От правок фильм сократился всего на десять минут. Запрещены были в основном шутки про народ, Кремль и намеки на социальные проблемы (про ЖКХ, дефицит и прочее). Также под сокращение попали пара «затянутых» сцен, снятых, в том числе, «на фактуре» — на улицах Москвы. Ни смысла, ни атмосферы фильма цензура не коснулась. В общем, обошлось.

Вот такая вот история.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх