На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 644 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

Русские казаки, находившиеся на службе у императора Китая

Чуть менее десяти лет назад в пограничный с Китаем Благовещенск прибыла делегация из КНР и, несмотря на то, что её делегаты имели традиционную азиатскую внешность и незнание русского языка, они заявляли, что являются прямыми потомками русских казаков. Оказалось, что около 300 лет назад их предки перебрались в Китай, где служили императору. О том, как это произошло, мы расскажем нашим читателям в сегодняшней статье.

Дальний восток: применение тактики выжженной земли

Объяснить причины, по которым произошла эмиграция казаков в Китай, можно при помощи одного события, случившегося за два десятка лет до того, как русские смогли добраться до Пекина. В 1665 году на неизвестную в ту пору русским реку Амур пришла небольшая группа казаков в составе 84 человек под руководством Никифора Черниговского. Эта группа казаков была бунтовщиками, которые подняли восстание в Илимском остроге и убили воеводу Лаврентия Обухова, на протяжении долгого времени притеснявшего их.

Придя на Амур, беглецы основали там поселение, получившее название Албазин, в котором они желали жить свободно, и их надеждам суждено было сбыться. Официально этот острог не был признан русскими властями, однако казаки смогли наладить отношения с местными жителями. И при этом, несмотря на то, что в Москве жители Албазина считались преступниками, они регулярно собирали и отправляли в столицу Российской Империи оброк через Нерчинский острог. В результате постоянного и своевременного оброка царь Алексей Михайлович принял решение простить казаков, даже тех, кого приговаривал до этого к смертной казни. В 1669 году управлять Албазином начинает царский приказчик, а само поселение официально признаётся территорией России.

Однако, несмотря на дружбу с местным населением, у казаков складываются довольно натянутые отношения с маньчжурами, в связи с чем последние берут летом 1670 года острожек в осаду. К крепости прибыло довольно большое конное маньчжурское войско, однако защитникам, даже несмотря на численный перевес врага, удалось отбить нападение. С того времени атаки маньчжурских войск стали привычным делом. Большая неприязнь маньчжуров к русским имеет довольно простое объяснение. И в качестве причины ненависти выступает Ерофей Хабаров, который прошёлся по дальневосточной земле огнём и мечом, разграбив и уничтожив практически все города дауров. Нужно отметить, что тот же городок Албазин не зря получил своё название, так как русские казаки построили его на месте уничтоженного даурского города, которым управлял местный князь Албазы. Спасаясь от русского «первопроходца», многие дауры ушли на территорию Поднебесной, сохранив при этом желание отомстить и вернуть собственные земли. Нужно также отметить, что собственные планы на даурские территории имели и правители Цинской земли.

Несколько слов о сражении у Албазина

12 июня 1685 года под стены Албазина пришло большое маньчжурское войско, составляющее пять тысяч человек. В составе этого войска была тысяча конных воинов, 2800 пехотинцев, а также 1200 рабочих, которые должны были изготовить сооружения для проведения осады. Помимо луков и большого количества самого различного холодного оружия, солдаты доставили под стены города 45 больших и малых пушек, а также пищали, отбитые у русских во время боёв. Казаки смогли выставить против противника 450 человек, среди которых многие были крестьянами и торговыми людьми. Защитники города имели на вооружении триста пищалей, а также четыре небольших пушки. Несмотря на то, что враг имел численный перевес, а также лучшее вооружение, казаки смогли продержаться в остроге 16 дней. 16 июня маньчжурские воины попытались взять крепость штурмом и даже несмотря на то, что пушечным огнём были разрушены все башни стен, в городе сожжён амбар, церковь и множество построек, а у самих защитников был на исходе свинец и порох, они смогли отбить штурм. Для того чтобы покончить с городом военачальник маньчжуров приказал обложить стены городка хворостом и сжечь. Лишь только после того, как хворост был разложен под стенами, Толбузин решил начать переговоры с противником. Важным условием капитуляции было разрешение уйти русским вместе с семьями в Нерчинск. Но после того как казаки перестали обороняться, китайцы пленили всех детей и женщин, а также забрали всё имущество. Однако полководец китайского войска был восхищён бесстрашием и отвагой казаков и предложил им перейти на службу к императору Китая. Для того чтобы не потерять своих детей и жён, перейти на службу к китайскому императору согласилось 45 человек.

Стоит сказать, что история штурма на этом не заканчивается. Поле того, как беженцы из разорённой крепости пришли в Нерчинск, воевода города отправил на места сражения разведывательный отряд, состоящий из 70 казаков. После того, как разведка сказала о том, что китайцы ушли из крепости, было принято решение отправить туда новый гарнизон. К июню 1688 года на месте старого острога был построен новый, однако уже в июле он снова был осаждён маньчжурами. Но, несмотря на то, что маньчжуры снова имели большой численный перевес, а осада длилась более трёх месяцев, они так и не смогли взять крепость.

Казаки на службе в Поднебесной

На продолжении длительного времени казаки, находящиеся на «добровольной» службе у китайского императора, надеялись на освобождение. Однако после подписания «Нерченского» договора они потеряли последнюю надежду на возращение на родину. Связано это было с тем, что в одном из пунктов этого договора было написано: «Беглецы, которые до сего мирного постановления, как стороны Царского Величества, так и стороны Бугдыханова Высочества были, и тем перебещикам быти в обоих сторонах безрозменно». Тех, кто пересекал границу, следовало незамедлительно возвращать пограничным воеводам. Таким образом, казаки, защищавшие Албазин, оказались в Пекине, при этом стоит сказать, что император отнёсся к ним довольно благосклонно и даже предоставил им землю во внутреннем дворе. Причём казаки также получили право сохранить православную веру, и для этого им даже был выделен буддийский храм, чуть позже превращённый священником Максимом Леонтьевым в часовню Николая Чудотворца. Кроме того, казаки были причислены к воинскому сословию и включены в императорскую гвардию под названием «Русская рота».

После того, как в России произошёл переворот и к власти смог прийти Петр I, он, узнав о том, что в столице Китая имеется целое русское поселение, сразу понял, какое это даёт преимущество в торговле и политике. 18 июня 1700 года Петром издаётся указ о распространении православия на территории Поднебесной. Правда, выполнять волю царя начали только через 16 лет после публикации приказа, однако уже с 1716 году в Китай постоянно направляются духовные миссии.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх