На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 643 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

Английский капитан, не бросивший конвой PQ-17

Мы не собираемся специально становиться героями. Да и вообще что такое героизм? Порой это просчеты других. Порой – просто выполненное вопреки всему дело, которое кроме тебя в этом месте и в это время никто не сделает. Просто потому что никого кроме тебя не осталось.

Я не думаю, что сэр Лео Джозеф Энтони Грэдуэлл когда-то думал, что он окажется в ситуации, когда «никто, кроме тебя». Он просто закончил Оксфорд, чтобы стать юристом. Во время Первой Мировой войны отдал свой положенный долг Родине в качестве гардемарина. Но в целом – был обычным адвокатом – занудным, принципиальным и не очень любившим, когда ему приказывают делать то, что он считает неправильным.

И вот этот адвокат в 1940 году был мобилизован служить на флот. Причем, несмотря на его не самый большой морской опыт – капитаном противолодочного корабля. Ты ж англичанин – а значит, море у тебя в крови, возможно, сказали ему при зачислении. Да и потом, раз яхтой управлять умеешь, значит и с кораблем справишься.

Грэдуэлла поставили командовать противолодочным кораблем «Айршир». Противолодочный корабль – это, конечно очень громко. Потому что по факту «Айршир» был рыболовным траулером, оснащенным в начале войны для борьбы с немецкими подлодками. И воевали на нем добровольцы из гражданского флота. Рыбаки, ага. Мобилизованные.

И вся эта чудесная компания на корабле с громко звучащем названием противолодочный траулер HMS «Айршир» оказалась 4 июля 1942 года в самый, что ни на есть полярный день в Баренцевом море, в составе непосредственного охранения ордера конвоя PQ-17. Как раз в тот самый момент, когда конвой получил свой знаменитый приказ:

«Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты»

Приказ отдавался в виду угрозы приближения немецкой вундервафли под названием «Тирпиц», которая в итоге так и не появилась. Зато конвой оказался беззащитен перед немецкой авиацией и подлодками, устроившими в результате полный погром, благо скрыться в море в полярный день было особенно негде.

Ну почти. Потому что Лео Грэдуэлл нашел таки, где спрятаться.

В отличие от всех остальных, рванувших так или иначе под немецкие бомбы и торпеды, Лео неторопливо повел свой траулер на северо-запад, в сторону сплошных льдов. Но самое главное не это. Самое главное, что английский капитан, будучи по крайней мере, формально командиром корабля сопровождения (какое сопровождение мог обеспечить почти что беззащитный траулер – это другой вопрос), он не отказался взять на сопровождение три транспорта из состава конвоя – «Трубадур», «Айронклайд» и «Силвер Сод». И вся эта компания ушла к границе сплошных льдов.

Причем, когда корабли дошли до льда, они еще и углубились в него, использовав «Трубадура», как имевшего наиболее прочный корпус, вместо ледокола. Кроме того, на все том же «Трубадуре» нашлась белая краска. И этой краской выкрасили борта кораблей, обращенные на юг. Кроме того, на кораблях находились танки. Так вот эти танки с подачи безбашенной команды все того же «Трубадура», попытались приспособить для отражения атак как немецких кораблей, так и самолетов. Неизвестно, получилось бы что-то из этого в реальности – использовать идею оборонять транспорта с помощью находящихся на них танков в реальности проверить не удалось, немцы этот мини-конвой не дошли.

После того, как шум в эфире начал стихать и охота на корабли конвоя закончилась, небольшой конвой Грэдуэлла дошел до пролива Маточкин шар, а оттуда – до Архангельска.

И получилось просто прекрасное. Самым умелым и хладнокровным моряком оказался вовсе даже не профессиональный моряк, а вчерашний адвокат. Из конвоя PQ-17 уцелело 11 кораблей. Три из них прошли в сопровождении траулера «Айршир» под командованием Грэдуэлла. Вот только Грэдуэлл нарушил приказ командования рассредоточиться. Что в итоге и спасло тех, кто оказался с ним в одной упряжке.

В итоге Грэдуэлла наградили. Только не крестом Виктории, как порой у нас говорят, а крестом «За выдающиеся заслуги» - это награда рангом пониже. И поставили командовать еще более утлой посудиной, чем «Айршир».

Но мы то помним, что среди англичан были те, кто воевали с немцами, не щадя своих жизней и до последнего защищали прорывавшиеся в СССР полярные конвои, отдавая свои жизни за общее дело максимально героическим образом. И упрямый капитан Лео Грэдуэлл – первый после Бога на своем траулере «Айршир» - как раз один из таких.

После войны он вернулся назад к своей юридической практике. Стал судьей, вел несколько громких дел. Ему пришлось перенести достаточно серьезную болячку, после которой нередко остаются прикованными к кровати. Но бывший упорный защитник полярных конвоев, готовый драться с «Тирпицем», смог справиться и с этой напастью, хоть потом и ходил с палочкой.

И когда вы начинаете в комментариях молоть чепуху: мол, что они англичане сделали, сидели на своем острове, просто вспомните, что среди них был, например, капитан Грэдуэлл. Заслуживший, чтобы помнили важный вклад в Победу его самого и команды «Айршира», которым он командовал. Потому что совершил максимум того, что мог тогда, в июле 1942 года.

------------

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх