На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

6 643 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Я думаю, что ордена, как водится, себе повесили штабные крысы, которых во время войны было в избытке.Безумная одиссея ...
  • Yvan
    Почему не работает ссылка на первоисточник, Игорь?Как Россия спасла...
  • Даяна
    КЛАСС!!!!!!!!! Люблю РОССИЮ со всеми её причудами и чудесами!!!!Фантастическая Ро...

История одного разгильдяйства. Потопление призового транспорта "Тирранна".

Грузовой пароход «Тирранна» («Tirranna»)Грузовой пароход «Тирранна» («Tirranna»)Маршруты движения грузового парохода "Тирранна" в 1940 г.Маршруты движения грузового парохода "Тирранна" в 1940 г.

Грузовой пароход «Тирранна» («Tirranna») был построен на верфях Данцига в 1938 г. и передан норвежскому коммерческому заказчику. Длина корабля составляла 150 м, ширина 19 м. Водоизмещение 7230 брт. Два нефтяных двигателя общей мощностью 10 600 л.с. позволяли кораблю развивать скорость 16,25 узлов. Экипаж – 12 человек.

В конце мая 1940 г. из Мельбурна в Момбасу вышел норвежский грузовой пароход «Тирранна» с грузом для австралийского экспедиционного корпуса в Египте. «Северные мореходы» вели себя в пути достаточно беспечно. Представитель военно-морской разведки в Мельбурне, инструктируя их перед выходом, уверял, что Индийский океан совершенно безопасен. Английское военно-морское командование ещё не имело информации о том, что в регионе появился германский вспомогательный крейсер «Атлантис» (Hilfskreuzer «Atlantis») под командованием капитана 1-го ранга Бернгарда Рогге (Bernhard Rogge) - самый результативный рейдер Кригсмарине.

10 июня 1940 г., к юго-востоку от Маврикия, капитан «Тирранны» Эдвард Гундерсен (Edvard Hauff Gundersen) обнаружил неизвестное судно идущее почти параллельным курсом. С корабля упорно посылались какие-то сигналы, на которые норвежский капитан не счёл необходимым реагировать. Единственное, что выдал в ответ Гундерсен: Мы не позволим какому-то паршивому голландцу нас обогнать!!!

Ситуация резко изменилась когда до «Тирранны» донёсся грохот артиллерийских залпов, а вокруг начали подниматься столбы воды и рваться снаряды. «Атлантису» пришлось сделать 30 залпов (150 снарядов), прежде чем упрямый норвежец остановился. Прямым попаданием на корабле были убиты пять норвежских моряков, ещё несколько человек получили ранения.

Аутентичного фото не нашлось, но примерно так могла выглядеть досмотровая группа.Аутентичного фото не нашлось, но примерно так могла выглядеть досмотровая группа.

Узнав, что подвергся нападению немецкого рейдера, капитан Гундерсен сходу заявил протест командиру досмотровой группы, заявив, что между Германией и Норвегией подписан мирный договор. Однако, высадившиеся на корабль немецкие моряки оказались «профессорами» морского права и быстро объяснили, что соглашение о мире заключённое между Германией и правительством Квислинга не распространяется на норвежские суда, находящиеся в мировом океане, а тем более обслуживающие английские порты.

Досмотр судна показал, что «Тирранна» является исключительно ценным призом – современным, вместительным и быстроходным. В трюмах парохода было обнаружено 178 грузовых автомобилей, ценные медные и латунные изделия, 3000 тонн пшеницы, 6000 тюков шерсти, 367 мешков с табаком, 5500 ящиков пива, огромное количество продовольствия (3000 банок консервированных персиков, 17000 банок джема, свежие фрукты, шоколад, ветчина и сыр), а также почтовый груз для австралийского экспедиционного корпуса.

Стало очевидно, что «Тирранна» слишком лакомый кусок, чтобы так просто отправить его прямиком на дно. Поэтому, капитан Рогге решил провести корабль в Германию. Это был бы неплохой подарок воюющей стране и яркое доказательство важности пребывания крейсера «Атлантис» в море.

В пользу успеха мероприятия говорило то, что «Тирранна» оказалась достаточно быстроходным и, главное, реальным норвежским судном, находившимся на английской службе, что значительно снижало шансы его перехвата в пути. Единственной серьёзной проблемой оказался недостаток на «Тирранне» топлива для такого похода. Пересадив на захваченное судно призовую команду, Рогге приказал уходить далеко на юг, почти до самых антарктических льдов и оставаться там до прихода «Атлантиса». Расчёт строился на том, что рейдеру удастся перехватить танкер, либо пополнить запасы топлива с остановленных в море грузовых судов.

Грузовой пароход "Гольденфельс" (будущий вспомогательный крейсер "Атлантис")Грузовой пароход "Гольденфельс" (будущий вспомогательный крейсер "Атлантис")
Грузовой пароход "Гольденфельс" (будущий вспомогательный крейсер "Атлантис")Грузовой пароход "Гольденфельс" (будущий вспомогательный крейсер "Атлантис")Вспомогательный крейсер "Атлантис" с установленной передней фальш-трубой.Вспомогательный крейсер "Атлантис" с установленной передней фальш-трубой.

Вспомогательный крейсер «Атлантис» (Hilfskreuzer «Atlantis»), был спущен на воду в Бремене 31 мая 1937 г. как грузовое судно «Гольденфельс». Корабль обеспечивал грузоперевозки на маршрутах немецкого пароходства «Hansa Line». С началом войны судно было реквизировано ВМФ Германии и переоборудовано во вспомогательный крейсер. В качестве основного вооружения на корабле было установлено шесть 150-мм орудий, одно 75-мм орудие, два 37-мм и четыре 20-мм зенитных автомата, четыре надводных 533-мм торпедных аппарата, 92 мины и два гидросамолёта «Хенкель» (один в разобранном виде). Экипаж 16 офицеров (+ 4 «призовых»), 356 старшин и матросов. По итогам боевых действий корабль признан самым результативным рейдером Кригсмарине.

Вспомогательный крейсер «Атлантис» прибыл в точку рандеву спустя шесть недель. В качестве источника топлива для похода в Европу был использован грузовой пароход «Талейран» («Talleyrand») захваченный немцами 2 августа 1940 г. По какому-то необъяснимому стечению обстоятельств судно оказалось систершипом «норвежца». В спешном порядке на «Тирранну» были переправлены все пленные мужчины, женщины и дети, оказавшиеся на «Атлантисе» в ходе рейда по Индийскому океану. Всего на борту «грузовика» разместились 292 человека, в том числе 16 немецких моряков призовой команды под началом лейтенанта Вальдмана.

4 августа 1940 г. подготовка к отправке «Тирранны» в Германию была завершена. Предварительно по радио Берлин предупредили о маршруте движения судна, чтобы в пути его случайно не потопила немецкая подводная лодка. Плавание прошло без особых приключений. Судно пересекло Индийский океан, обогнув Южную Африку вышло в Атлантику и прибыло Бискайский залив. Во время похода с «Тирранны» были замечены восемь кораблей, в том числе английский крейсер, однако никто из них не проявил интереса к «норвежцу».

21 сентября 1940 г. грузовой пароход «Тирранна» бросил якорь у мыса Кап-Ферра (Франция). Командир призовой команды лейтенант Вальдман съехал на берег и доложил о прибытии судна в штаб местного военно-морского округа, входящего в структуру группы ВМС «Запад». Дежурный офицер выслушал его без особого интереса и отдал приказ идти прямым ходом в Бордо. Лейтенант обратил внимание, что у побережья могут рыскать британские подводные лодки. «О! Не волнуйтесь. Здесь британских субмарин нет!», - рассмеявшись ответил штабной.

Их там нет. Английская подводная лодка «Тунец» (HMS «Tuna» № 94).Их там нет. Английская подводная лодка «Тунец» (HMS «Tuna» № 94).

К утру следующего дня грузовой пароход благополучно добрался до Жиронды, где остановился на внешнем рейде, ожидая тральщиков для проводки через минное заграждение. На сигналы "норвежца" никто не отвечал и капитану «Тирранны» лейтенанту Вальдману ничего не оставалось, кроме как ждать обещанных кораблей сопровождения. Он с надеждой и страхом смотрел на выход из порта, однако, ни утром, ни к обеду тральщики не появились. Позднее выяснилось, что полудивизион тральщиков стоял в полной готовности с поднятыми парами, ожидая приказа на выход, но в штабе об этом просто забыли. Наконец, кто-то вспомнил о «Тирранне» и корабли получили долгожданный приказ на выход.

В тот момент, когда тральный полудивизион выдвинулся из порта, «Тирранна» была потоплена английской подводной лодкой «Тунец» (HMS «Tuna» № 94). Попадания трёх торпед было более чем достаточно для грузового судна данного класса. Корабль затонул в течение нескольких минут. Погибли 87 пассажиров (большей частью индусы). Выжившие провели около 4 часов в воде, цепляясь за обломки, прежде чем их спасли немецкие суда. Грузовой пароход «Тирранна» под завязку набитый ценными грузами не дошёл до базы 40 км (около часа пути).

Проведённое в спешке расследование не выявило непосредственных виновников катастрофы и не дало ответа на главный вопрос: почему не был обеспечен надлежащий эскорт судна? По итогам похода командир призовой команды лейтенант Вальдман получил Железный крест 2-го класса, поскольку его точно нельзя было обвинить в случившемся.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх